Киев — Конфликт на востоке Украины достиг критического уровня, и Россия уже подает такие сигналы, которые, по мнению экспертов, свидетельствуют о том, что сейчас она ближе к вторжению и началу полномасштабной войны с ее славянским соседом, чем когда-либо прежде.
По словам украинских и американских чиновников, за последнюю неделю Россия стянула к своей западной границе тысячи военнослужащих, боевую технику и современные ракетные системы залпового огня.
Министерство обороны России отрицает эти обвинения и настаивает на том, что именно Украина активизировала боевые действия у границы.
Тем не менее, снимки со спутников и любительские видеозаписи свидетельствуют о том, что российская армия находится всего в часе езды от украинских Луганской и Донецкой областей, где при поддержке России сепаратисты продолжают вести ожесточенные бои с правительственными силами.
Изданию Mashable не удалось проверить подлинность видеозаписи, представленной ниже, однако на ней якобы видны российские бронемашины, военные грузовики и вертолеты, расположившиеся вблизи украинской границы.
На другой видеозаписи, которая появилась в четверг, 31 июля, колонна российских бронемашин, по всей видимости, движется по городу Гуково Ростовской области, недалеко от границы с Украиной.
В среду, 30 июля, главнокомандующий войсками НАТО в Европе генерал Филип Бридлав (Philip Breedlove) заявил, что число российских военных и орудий, стянутых к украинской границе, растет и уже «существенно превысило 12 тысяч».
«Мы наблюдаем движение (людей и техники) из Центрального военного округа России в район Ростова, где они собираются, проходят обучение и двигаются в направлении границы, и мы видим, как они пересекают границу», — сказал он во время пресс-конференции, состоявшейся после посещения отрядов НАТО в Косово.
Агентство Reuters процитировало слова Тони Блинкена (Tony Blinken), советника президента Барака Обамы по вопросам национальной безопасности, который сказал, что «существенное наращивание российского военного контингента вдоль границ», возможно, является подготовкой к «так называемой гуманитарной или миротворческой интервенции на Украине».
Москва уже несколько раз заявляла о возможной отправке миротворцев на восток Украины для обеспечения безопасности этнических русских, что всерьез беспокоило Киев.
В настоящий момент в отправке миротворцев — по крайней мере, российских миротворцев — на восток Украины нет никакой необходимости, как говорится в заявлении Валерия Чалого, заместителя главы администрации президента Петра Порошенко, опубликованном на официальном сайте президента в среду, 30 июля.
В пятницу, 1 августа в Ростовской области, граничащей с украинской Донецкой областью, российские военные вертолеты провели учения, в ходе которых отрабатывались навыки ведения огня по наземным целям. В то же время российский боевой самолет и вертолеты нарушили границы воздушного пространства Украины, пролетев около 16 километров вглубь украинской территории, как сообщил Андрей Лысенко, представитель Информационно-аналитического центра Национального совета безопасности и обороны Украины. «В частности вчера зафиксировано полеты четырех вертолетов огневой поддержки Ка-52 со стороны Российской Федерации», — сообщил он репортерам во время пресс-конференции в Киеве.
Некоторые эксперты считают, что война уже началась. В четверг, 31 июля, чиновники Киева и Вашингтона сообщили, что Россия уже нанесла артиллерийский удар по украинским войскам с российской территории. Ранее США обнародовали снимки, которые, как утверждают их представители, доказывают, что Россия вела обстрел украинской территории. Москва называет эти снимки сфальсифицированными.
В пятницу, 1 августа, по некоторым сообщениям Украина и Россия вели ракетную перестрелку через границу. Обе стороны уже не раз обвиняли друг друга в обстреле своих территорий. В ходе одного из подобных эпизодов, как сообщила российская сторона, ракета, выпущенная с территории Украины, попала в жилой дом на территории России, в результате чего один человек погиб и двое получили ранения.
Марк Галеотти (Mark Galeotti), эксперт по российским службам безопасности и профессор мировой политики Нью-Йоркского университета, в телефонной беседе объяснил репортерам Mashable, что действия России могут свидетельствовать о подготовке к началу вторжения, но подчеркнул, что пока Россия и Украина не ведут полномасштабную войну.
«Российские самолеты, вероятно, будут вести обстрел украинских военных баз и других подобных объектов, — сказал он. — Но мы находимся на таком этапе, когда Москва продолжает усиливать поддержку ополченцев».
Однако, по мнению Галеотти, решающий момент для Москвы наступит именно в августе, который, «так уж совпало, является одним из периодов наивысшей боеспособности российской армии, что связано с циклом призыва на военную службу».
Именно в это время года Россия вторглась в Грузию в 2008 году. Тогда Россия стянула войска к границе и отправила военные самолеты на территорию Грузии. ( По словам киевских чиновников, за последние несколько месяцев российские реактивные самолеты несколько раз нарушали воздушное пространство Украины.) Вскоре после этого Россия нанесла авиаудары в Южной Осетии, а затем ввела танки и войска в Южную Осетию и в Грузию.
Алексей Мельник, содиректор программ внешней политики и международной безопасности киевского Центра Разумкова, сообщил Mashable, что военные учения, о которых было объявлено на этой неделе, «внушают нам серьезное беспокойство в связи с эскалацией кризиса и эскалацией агрессии со стороны вооруженных сил России».
Мельник также отметил, что ситуация на Украине, очевидно, развивается по грузинскому сценарию. Также как и Галеотти, он считает, что пока Украина и Россия не ведут полномасштабную войну друг с другом. «Пока это похоже на прощупывание почвы. Но я не исключают возможности того, что однажды Путин либо прикажет своим войскам провести массированную атаку с российской территории с применением артиллерии и военно-воздушных сил по войскам Украины. Либо он прикажет своим так называемым миротворцам пересечь границу и захватить… не только Луганскую и Донецкую области, но и другие территории», — сказал он.
«Но военные учения — это классический первый шаг в наступлении, — добавил Мельник. — Сначала учения, а потом, спустя несколько дней или недель, войска получают команду наступать».