Организация Объединенных Наций, созданная после Второй мировой войны для поддержания и укрепления международного мира и безопасности, в том состоянии, в котором находится сейчас, не способна противостоять международным конфликтам.

Предшественником ООН была Лига Наций, созданная 28 июня 1919 года в соответствии с Версальским договором по переустройству Европы после окончания Первой мировой войны (1914 — 1918 годы).

Лига Наций представляла собой наднациональный орган, в который входили 63 страны, и ее цели заключались в сохранении мира, развитии международного сотрудничества, а также в урегулировании международных споров.

Тем не менее, задачи, которые ставились перед международной организацией, с треском провалились, и спустя всего 20 лет после окончания Первой мировой войны мир вновь оказался втянутым в вооруженный конфликт, унесший жизни десятков миллионов человек.

На смену Лиге Наций, которая прекратила свою деятельность вследствие своей неспособности предотвратить Вторую мировую войну, пришла Организация Объединенных Наций (ООН).

24 октября 1945 года представители 50 стран собрались в Сан-Франциско на Конференции Объединенных Наций по созданию международной организации, чтобы разработать устав ООН. В основу работы делегаты положили предложения, выработанные представителями Великобритании, Китая, Советского Союза, и Соединенных Штатов в Думбартон-Оуксе в августе — октябре 1944 года. Устав был подписан 26 июня 1945 года представителями 50 стран. Польша, не представленная на Конференции, подписала его позднее и стала 51-м государством-основателем.

«ООН была создана с целью поддержания мира и безопасности. В настоящее время ее членами являются 193 государства, однако она бессильна противостоять односторонним решением некоторых стран», — считает Мария Сесилия Костеро (Maria Cecilia Costero) профессор политических наук Национального автономного университета Мексики.

Следует признать, что за прошедшие годы после образования ООН удалось предотвратить развязывание новой мировой войны. Вместе с тем, к сожалению, ООН не в состоянии противостоять локальным войнам и насилию, несмотря на постоянно раздающиеся призывы со стороны международной организации.

Разрыв между общественными и личными интересами

Совет безопасности ООН


«Сохранение мира на планете является почти невыполнимой задачей, так как ООН руководствуется в своих действиях решениями Совета Безопасности, который несет главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Наша судьба находится в руках пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН с правом вето», — считает руководитель норвежского центра миростроительства (NOREF) Мариано Агирре (Mariano Aguirre).

Исключительное право вето пяти постоянных членов СБ ООН, унаследованное из прошлого, только мешает достижению взаимоприемлемых договоренностей.

Статья 25 Устава ООН гласит: «Члены Организации соглашаются, в соответствии с настоящим Уставом, подчиняться решениям Совета Безопасности и выполнять их». Таким образом, решения СБ ООН являются обязательными для всех государств земного шара. Однако на практике это не всегда выполняется.

«Только Совет Безопасности ООН имеет право принять решение о применении силы, введении экономических и политических санкций, — заявил Агирре. — Предполагается, что решения ООН должны укреплять международную стабильность ради общего блага. Однако часто происходит обратное — постоянные члены Совбеза используют право вето для достижения своих корыстных интересов. Разрыв между общественными и личными интересами — драма ООН».

В состав Совета Безопасности ООН входят 15 государств-членов — пять постоянных и 10 непостоянных, избираемых Генеральной Ассамблеей на двухлетний срок. Многие страны выступают за реформирование Совета Безопасности путем расширения его состава и ограничения применения права вето, которым пользуются пять постоянных членов Совета — Россия, США, Великобритания, Франция и Китай. Это наиболее спорный вопрос, так как любой из постоянных членов Совета Безопасности может наложить вето в одностороннем порядке и таким образом заблокировать принятие того или иного решения.

«На протяжении десятилетий мы были свидетелями противостояния Востока и Запада. Нередко вето служило инструментом давления на принятие того или иного решения. Получалось так, что страны, обладающие не только правом вето, но огромным экономическим и военным потенциалом, вершили судьбами мира», — отметила Мария Сесилия Костеро.

Важность невидимой работы

«Организация Объединенных Наций является сложной организацией с многочисленными органами и учреждениями. Их миссия заключается в реализации различных видов деятельности. Некоторые из них очень заметны, как, например, Совет Безопасности, другие — менее заметны, — рассказал Агирре. — На ООН возложено решение фундаментальных международных вопросов и глобального сотрудничества, начиная от изменения климата и заканчивая международным правом».

«Несомненно, что ООН решает также задачи информационного обеспечения, отслеживает тенденции развития различных стран и регионов, имеющих важное значение для мирового развития. В течение многих лет международная организация занимается созданием правовой базы системы контроля над вооружениями, окружающей среды, соблюдения прав человека. ООН оказывает помощь нестабильным государствам в создании институциональных учреждений, а также предоставляет защиту и помощь беженцам во всем мире, в том числе оказывает гуманитарную помощь населению Палестины» — добавляет Агирре.

Возможно, что по сравнению с вопросами войны и мира, такого рода деятельность может показаться малозначимой. Но без нее не обойтись, так как от этого зависит жизнь многих людей.

К сожалению, несмотря на существование столь представительного наднационального международного органа, как ООН, в мире продолжают идти кровопролитные войны. Но давайте представим на минуту, что бы сейчас происходило в мире, если такого органа не было бы вообще?

Реформирование ООН

Мариано Агирре уверен, что пришло время реформировать Организацию Объединенных Наций за счет увеличения постоянных членов Совета Безопасности. По его мнению, структура Совбеза, сложившаяся в 1946 году, безнадежно устарела. В число новых стран, постоянных членов СБ ООН могли бы войти такие региональные державы, как Бразилия, Индия и ЮАР. Руководитель норвежского центра миростроительства также считает, что полномочия Генерального Секретаря ООН должны быть расширены.

В свою очередь, Мария Сесилия Костеро полагает, что процессу реформирования ООН мешают постоянные члены Совета Безопасности, так как, по их мнению, это затруднит процесс принятия решений.

«Мы обязаны осуществить демократизацию Организации Объединенных Наций, несмотря на возражения со стороны постоянных членов Совета Безопасности. Расширение СБ ООН могло бы произойти за счет предоставления постоянного представительства в Совбезе таким странам, как Мексика, Аргентина, Германия и Бразилия. Это поможет сбалансировать интересы больших и малых стран, будет способствовать расширению гласности при принятии решений, — заявила Костеро. — Рано выдавать свидетельство о смерти ООН, необходимо попытаться реформировать организацию, несмотря на то, что этот путь будет медленным и трудным».

Аналогичного мнения придерживается и Агирре.

«ООН должна быть сохранена, поскольку она является крупнейшей международной организацией, на которую возложены задачи по обеспечению мира и безопасности на Земле. Наша задача заключается в том, чтобы каждая из стран делегировала часть своих властных полномочий ООН и безоговорочно выполняла ее решения, — заявил Агирре. — По своей сути это похоже на то, когда граждане делегируют свои полномочия местным органам власти и затем строго соблюдают установленные предписания».

Похоже, что после Второй мировой войны мы вновь приходим к пониманию необходимости создание «надгосударственного регулятора», но, к сожалению, пока не готовы пожертвовать своими властными полномочиями ради всемирного благополучия.