После июньской встречи на высшем уровне Евросоюза обострились две главные проблемы, которые мешают ему развиваться дальше: застой в экономике и ухудшение отношений с Россией из-за событий на Украине. Время не ждет. ЕС должен дать адекватный ответ на вызовы времени, для чего необходимо незамедлительно покончить с неопределенностью с назначениями на основные должности, продолжающейся с 25 мая. Именно этим и должен заняться в ближайшую субботу Совет Европы. В противном случае ни о каком согласованном политическом курсе не может быть и речи.
А проблемы, между тем, накапливаются и усугубляются. И если две главных экономических державы Европы — Франция и Германия — еще как-то удерживаются на плаву, то третья по значимости — Италия — уже входит в состояние спада. В столь взаимосвязанном пространстве степень ущерб может многократно возрасти. В данном конкретном случае - в виде сокращения объемов экспорта остальных стран и надвигающейся опасности третьего спада со времен финансового кризиса 2008 года. Все это требует самых решительных действий. Напряженность в отношениях с Россией, высокая вероятность быстрой утраты стимулов роста американской экономики и непредсказуемое поведение развивающихся стран осложняют и без того непростое восстановление экономики.
Неспособность стран-членов ЕС согласовать новые назначения должностных лиц, за исключением главы Еврокомиссии — Жана-Клода Юнкера — не должна повториться в субботу. Строго говоря, в июньской неудаче виноват не сам ЕС, а его межправительственные структуры. Великобритания с премьер-министром Дэвидом Камероном оказалась в меньшинстве ввиду внутриполитических проблем: когда на голосование была выставлена кандидатура Юнкер, ей пришлось бороться с евроскептиками на своем же поле.
А остальные по настоянию канцлера Германии Ангелы Меркель взяли на себя такие обязательства, которые могут завести принятие решений в тупик, одновременно иллюстрируя недоверие правительств к Лиссабонскому договору, усилившему полномочия Европарламента при назначении спикера. Именно им сейчас предстоит доказать, что этот шаг назад в процессуальных вопросах не скажется губительно на решении самых срочных политических проблем.
Подобная обстановка обеспечивает краткосрочные интересы и сиюминутные маневры националистических сил в каждой стране. В частности, она ставит под сомнение одобрение Еврокомиссией гендерного равноправия, о котором заявил Юнкер. В ответ на запрос Юнкера о кандидатурах на должности комиссаров (включая женщин) правительство Испании сумело порекомендовать лишь бывшего министра Ариаса Каньете. Это имело бы смысл лишь с точки зрения партийных интересов, но ни в коем случае - с позиции интересов ЕС или Испании. После того, как наша страна утратила место в правлении Европейского Центробанка, мы прекрасно знаем, что выставление одной кандидатуры, причем неоднозначной, лишь играет на руку соперникам. Именно поэтому следует оказать всемерную поддержку кандидатуре министра Де Гиндоса на пост главы Еврогруппы.