Споры о поставках оружия иракским курдам показывают, что экспорт вооружений всё чаще становится заменой политики безопасности Запада. В таком развитии ситуации таится серьезная опасность.
На прошлой неделе федеральное правительство приняло очень важное решение о начале поставок вооружений курдам на Севере Ирака, то есть в те регионы, которым особенно угрожает террористическая организация Исламское государство Ирака и Леванта (ИГИЛ). Речь идёт об огнестрельном и бронебойном оружии. Так усиливается тренд, который можно наблюдать не только в Германии, но и в политике безопасности Запада в целом. Ввиду шока, испытанного от провала миссии в Афганистане, а также растущей неприязни к военным вторжениям непосредственное военное вмешательство в других странах сложно объяснить внутренней аудитории. Если все же использование военной силы становится необходимой мерой, например, как в Ираке, то поставки вооружений рассматриваются как самый простой способ решить дилемму. Решение о поставках вооружений в Ирак тоже было принято с учетом соображений внутриполитического и коалиционного характера, а не целесообразности с точки зрения политики безопасности.
При этом поставки вооружений, как в Ирак, так и в другие страны, находятся далеко от представлений о самом надёжном инструменте обеспечения безопасности. В первую очередь общественность обсуждает вероятные риски: оружие может попасть не в те руки. Действительно невозможно контролировать, где сегодня или завтра окажется оружие. Но ещё важнее то, что поставщик вооружений не имеет никакого влияния на использование оружия, на тактические и стратегические вопросы, а также на политические последствия. Таким образом, одностороннее обеспечение курдов оружием ускорит политический раскол в стране.
Вместо того чтобы поставить оружие, коалиции государств следовало бы получить мандат СБ ООН и прямо вмешаться в ситуацию в Ираке. Так можно было бы остановить последующее наступление ИГИЛ и избежать гуманитарной катастрофы, не упуская при этом из-под контроля ситуацию с применением оружия. Подобному вмешательству должен предшествовать политический процесс под эгидой ООН. Франция стала первой страной, которая недавно сделала предложение такого рода. Германии придется принять в миссии военное и политическое участие. Помимо Багдада, участвовать в политическом процессе должны участвовать и политически важные страны-соседи Ирака.
Дискуссии о поставках вооружений — в Ирак и на Украину — являются составляющей тренда, который можно обозначить как «заместитель политики безопасности». Ввиду упомянутых выше внутриполитических соображений западные страны все чаще концентрируют внимание на военной подготовке и вооружении сил безопасности в третьих странах. В Европейском Союзе эта программа носит название Enhance & Enable (E21), а в США — Building Partnership Capacity и Foreign Military Sales. Правда, уроки прошлого в большинстве случаев намеренно игнорируются: в условиях политического вакуума военная подготовка и вооружение армии и полиции зачастую приводят к ещё большей нестабильности.
По этой причине не следует преподносить поставки вооружений как способ дальнейшего развития политики безопасности и обороны Германии, а также как свидетельство активного германского участия. Как раз наоборот. В большинстве своем поставки вооружений контрпродуктивны. Они стали возможны потому, что реализовать иные масштабные программы невозможно из-за проблем внутриполитического характера. Если с поставками оружия вообще связаны надежды на перемены к лучшему, то они должны стать частью продуманной политики безопасности. В том, что касается Ирака, это означает прямое дипломатическое и военное участие. Ни при каких условиях поставки вооружений не могут и не должны заменить политику безопасности.
Марко Оверхаус является экспертом берлинского Фонда науки и политики (SWP). Он занимается, в частности, исследованиями в области военной политики Германии и НАТО. Эксперты Фонда консультируют бундестаг и федеральное правительство по вопросам внешней политики, а также политики безопасности.