Высадка союзнических войск в Нормандии в 1944 году приблизила победу над Третьим рейхом. Этим союзники не в последнюю очередь обязаны ряду впечатляющих инновационных технических решений. Подробнее об этом — в исторической программе на N24.
В январе 1943 года на Касабланкской конференции американский президент Франклин Д. Рузвельт и его союзник — премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль решают открыть второй фронт в 1944 году в борьбе против гитлеровского Третьего Рейха. В то время успех десанта был очень сомнительным: чем активнее союзнический Объединённый комитет начальников штабов США и Великобритании разрабатывали конкретные проекты, тем длиннее становился список препятствий. Даже после тяжёлого поражения под Сталинградом и Курском нацистский режим окончательно перешёл к обороне, множество взаимосвязанных задач, стоявших перед союзниками, оттягивали наступление.
Американский историк и автор бестселлера «Стратегия Касабланки. Как союзники выиграли Вторую мировую войну» (2013) Пол Кеннеди (Paul Kennedy) проанализировал в своей книге решение многочисленных проблем. Он как раз хотел подчеркнуть значимость не высшего политического и военного командования, которое в итоге превратила десант в Нормандии в «неизбежную победу», а работоспособность и вдохновение огромного количества совершенно незнакомых мужчин и женщин, заложивших основы этой победы в цехах, шифровальных бюро, организационных отделах.
Одним из таких людей был Перси Хобарт (Percy Hobart). В 1939 году не ужившийся со своими коллегами британский генерал танковых войск был отправлен в отставку. Однако Черчилль разглядел в необычном офицере потенциал и поручил ему разработать новое оружие для запанированной высадки десанта. В передаче телеканала N24 «Тайные изобретения союзников» рассказывается об успехах Хобарта и других фигур, которые «решали проблемы».
Хобарт стал командиром «экспериментальных» войск — 79-ой бронетанковой дивизии, которая вскоре прославилась тем, что в условиях строжайшей секретности создала совершенно необычную бронированную машину. Модели с весёлым названием «игрушки Хобарта» (Hobart’s Funnies) сыграли решающую роль в британской стратегии, так как Великобритания, в отличие от своих американских союзников, не могла позволить себе потерпеть неудачу: слишком большими были понесенные потери. Поэтому разработки Хобарта обязаны были иметь успех.
Плавающие танки «Шерман»
Сначала генерал провёл анализ неудавшейся попытки высадки десанта во французском городе Дьепп в августе 1943 года, которая была предпринята британско-канадскими войсками. Она привела к потере одной пятой части войск. К сожалению, солдаты не располагали достаточным количеством огневой мощи на побережье и не могли преодолеть самые простые препятствия. При этом количество препятствий с тех времен лишь увеличилось, поскольку немецкий фельдмаршал Эрвин Роммель (Erwin Rommel) сделал всё, чтобы превратить «Атлантическую Стену» в непробиваемую крепость.
Для того чтобы перебросить танки во время первой высадки войск, Хобарт разработал специальный плавающий танк. Для этого он оборудовал американский «Шерман» (Sherman) двумя винтовыми приводами. Наполненные сжатым воздухом надувные парусиновые поплавки служили подъёмной силой, а водонепроницаемый экран-чехол вокруг танка и башни стабилизировал транспортное средство, которое в штиль могло достигать скорости до четырёх морских узлов. Срочно было поручено создать несколько сотен таких плавучих танков — «двойных движителей» («Duplex Drive Panzer»). Для того чтобы танкам удалось преодолеть глинистый берег Нормандии, Хобарт и его команда поставили на танк поддерживающие ролики, которые прокладывали на земле своего рода колею, по которой гусеничный танк мог легко передвигаться. «Игрушки Хобарта» выделялись скорее своей эффективностью, нежели элегантными «линиями» корпуса. Это касалось и танка-тральщика под названием «Краб» (Crab), на котором был установлен молотильный цеп с вращающейся цепью, приводившей к взрыву донных мин. Обода «колес» танка были сконструированы таким образом, что они могли уничтожать бесконечные проволочные заграждения, которые Роммель растянул по всему побережью.
Решающий фактор операции «Нептун»
Против многочисленных бетонных бункеров вдоль «Атлантической Стены» Хобарт создал «летающее мусорное ведро» — крупнокалиберный «миномёт», из которого можно было вести обстрел бункерных заграждений с расстояния, равного примерно ста метрам. Танк «Крокодил» (Crocodile) стал средством преодоления «бункерной полосы». Танк представлял собой бронированный огнемёт с 1800 литрами топлива в бронированном прицепе для огневой смеси. За прибрежной полосой на пути появлялись естественные и искусственные преграды в виде рвов и каналов, которые даже для танка были непреодолимы. Хобарт создаёт раскладной мост, монтированный на один из британских танков «Черчилль» (Churchill). Эти стабильные мосты давали союзникам возможность перебрасывать войска вглубь местности. Против танковых рвов использовались фашинные танки, которые заполняли углубления фашиной, по которым гусеничные танки и пехотинцы могли продолжать наступление. Позже, когда природа северной Франции помешала союзникам перейти к наступлению, Хобарт создаёт новый танк «Носорог» (Rhinoceros) со специальными «стальными зубцами», которыми срезали зелёные насаждения. В конечном итоге «игрушки Хобарта» позволили союзникам дойти до самого Рейна. Неслучайно британский военный теоретик Бэзил Лиддел Гарт (Basil Liddell Hart) назвал его «решающим фактором высадки в Нормандии».
Тайна организации
Но Ховарт был не единственным «провидцем», обеспечившим победу союзникам. Британцы и американцы создали в тылу огромные искусственные разгрузочные станции (пристани — прим.пер.), так называемую бухту Малберри. Для того чтобы защитить их от разоблачения немцами, союзники погрузили в реки и бухты плавучие части из бетона и стали. Правда, они так и не были опробованы. Тем не менее, уже на третий день после высадки войск в Нормандии на землю из порта стали поступать первые грузы, часть которых сначала транспортировалась через Ла-Манш на шлепперах. До полного освобождения Антверпена в ноябре на временные пристани было доставлено четыре миллиона тонн груза и пятьсот тысяч боевых машин. В 1944 году бухта Малберри стала главной тайной успеха союзнических войск. После многочисленных неудач и разочарований они научились использовать свой мощный потенциал в рамках «организации, которая делала ставку на координацию деятельности всех родов войск» (выражение Пола Кеннеди). «Игрушки Хобарта» стали тому отличным примером.