Чешский генерал Мирослав Жижка, который с августа представляет ЧР в НАТО, удивлен отношением читателей к размещению баз Североатлантического альянса. Причина негативного подхода к «чужим беретам», по его мнению, кроется в плохой осведомленности о способности нашей армии самостоятельно защищаться от внешнего врага. В интервью ParlamentníListy.cz генерал рассказал, где таится новая угроза для Европы.
Parlamentní listy: Вы переехали в Брюссель. Что входит в вашу компетенцию, и что является вашей важнейшей задачей?
Мирослав Жижка: С 1 августа я – военный представитель Чешской Республики при НАТО и ЕС в Брюсселе. Моя важнейшая задача – продвигать стратегические интересы Чешской Республики в верховных военных органах НАТО и Евросоюза, основываясь на требованиях начальника генерального штаба, а также на политических поручениях наших послов при НАТО и ЕС. В составе военных комитетов этих двух объединений я участвую в подготовке рекомендаций, концепций и директив на самом высоком уровне.
– Как вы адаптировались в Брюсселе, чего вам будет не хватать?
– Будучи военным, я меняю место проживания как минимум раз в два-четыре года. Кроме того, я уже работал в командовании НАТО в Германии, так что изменения мне не мешают. Конечно, мне не хватает семьи: супруга и дети остались в Чешской Республике.
– У нас все время обсуждают вопрос о том, должна ли НАТО отправить войска на границу с Россией (построить на востоке Европейского Союза военные базы как ответ на украинский кризис). Как на самом деле сейчас обстоят дела? Как этот вопрос решается?
– Наверное, вы говорите об интервью генерального секретаря НАТО Расмуссена для The Guardian. Подождите еще неделю результатов саммита НАТО в Уэльсе. Конкретные шаги и меры будут зависеть от консенсуса всех стран-участниц альянса, а это основная предпосылка для реализации каких-либо решений.
– Согласно нашему опросу, 92% граждан не поддерживают размещение войск НАТО на нашей территории. Удивляет ли вас это?
– Если 92% – это реальная цифра, то это меня удивляет. Я вижу в этом результат того, что вот уже 20 лет никто не объясняет нашим гражданам, какова – при постоянном сокращении расходов на оборону и непрекращающихся реформах и трансформациях – способность нашей армии самостоятельно бороться с внешней агрессией. Мы – часть НАТО, и это членство для нас связано не только с выгодами в виде обеспечения коллективной безопасности, но и с некоторыми обязанностями, которые мы должны исполнять. Это то, о чем сегодня говорит генерал Павел, и что вписано в Белую книгу об обороне в 2011 году.
– Кто имеет реальное влияние в вопросе о том, будет ли база НАТО размещена на нашей территории?
– Возможная база НАТО на нашей земле должна быть результатом политического решения: в демократической стране это не дело армии. Мы – часть альянса и несем ответственность за развитие обороноспособности армии Чешской Республики, в том числе на пользу НАТО. Причиной для временного присутствия сил НАТО может стать, в зависимости от конкретной ситуации, например, полная неспособность чешской армии выполнять какие-то ключевые задачи – в ответ на потребности альянса.
– В Чешской Республике некоторые представители искусства участвуют в пропаганде размещения баз НАТО на нашей территории. Что вы думаете об этих акциях? Могут ли они чему-то поспособствовать?
– Ангажированность людей искусства я воспринимаю как возможность, которая есть у каждого гражданина ЧР, иметь свое мнение по этому вопросу.
– Бывший министр обороны и бывший посол Чешской Республики в России генерал Мирослав Костелка заявил нам в интервью, что «никаких новых баз НАТО нам не надо. Более того, это поспособствует не разрядке ситуации, а напротив, ее обострению». Что вы скажете об этой точке зрения?
– Генерал Костелка, конечно, располагает определенными аргументами в поддержку своего утверждения. Своими же соображениями о причинах и условиях возможного размещения баз я уже поделился. Ситуация на востоке Украины – это следствие реализации давно подготовленного и продуманного плана российского руководства как ответ на отклонение Украины от «русского пути». Дело тут совсем не в разрядке или обострении ситуации – Россия готова защитить свои стратегические интересы, не оглядываясь на то, что говорит и как реагирует НАТО или ЕС. Свидетелями чего мы и являемся.
– Если решение о создании баз НАТО в ЧР будет принято, что за этим последует? Что следует понимать под потенциальной инфраструктурой НАТО на нашей территории?
– Это очень уж гипотетический вопрос, который в данный момент не имеет под собой реальной основы и не стоит на повестке дня.
– Как вы думаете, войдет ли когда-нибудь Украина в НАТО? От чего это зависит и что подобное развитие событий означало бы, учитывая позицию Киева по отношению к России?
– Это будет зависеть только лишь от Украины. В 1999 году за нас этого тоже никто не делал. Для вступления должны быть выполнены определенные условия, а кроме того, свое мнение должны высказать все страны-участницы. Россия всегда будет воспринимать это как угрозу своим жизненно важным интересам и как вхождение в ее геостратегическое пространство.
– Есть ли, по-вашему, нечто, что для Чешской Республики является более опасным, чем отношения с Россией/Украиной, и что могло бы стать основанием для будущего военного конфликта? Скажем, иммигранты и религиозная нетерпимость?
– В сегодняшнем нестабильном мире все среднесрочные и долгосрочные прогнозы в сфере безопасности в Европе становятся бессмысленными. Пример тому – недавние события на Украине. Нестабильность государственных систем в странах Северной Африки и на Ближнем Востоке может в ближайшие годы создать Европе множество проблем в сфере безопасности. Следствием может быть массовая миграция жителей этих стран в европейское геопространство, снижение уровня жизни в странах Евросоюза и за его пределами – и все это из-за переселенцев, экономических кризисов, организованной преступности, терроризма. В итоге снижение обороноспособности Европы из-за сокращения расходов на оборону приведет к ее неспособности реагировать на эту ситуацию.