Несмотря на многочисленные жалобы президента России Владимира Путина на угрозы безопасности России со стороны Запада, звучавшие в последние несколько лет, лидеры НАТО не обращали практически никакого внимания на своего бывшего врага времен холодной войны. Но конфликт на Украине коренным образом изменил ситуацию.
В течение многих лет НАТО концентрировалось на миссиях в таких далеких странах, как Афганистан и Ливия, и за последнее десятилетие этот альянс принял в свои ряды всего одного члена бывшего Варшавского договора — Албанию.
Поскольку за последние пять лет военные расходы членов НАТО снизились на 20%, некоторые западные лидеры начали задавать вопрос о том, есть ли у этого альянса будущее.
Но, как показал саммит НАТО, состоявшийся на прошлой неделе в Уэльсе, западные лидеры видят в действиях России на Украине прямую угрозу некоторым членам альянса и послевоенному мировому порядку в целом.
В настоящее время 28 членов этого альянса спорят о том, насколько масштабными должны стать ответные меры против России. Некоторые выступают против того, что, с их точки зрения, является чрезмерно резкой реакцией, способной спровоцировать военную конфронтацию. Тем не менее, стало ясно, что защита от возможных действий России снова стала главным приоритетом, и НАТО проведет, по крайней мере, ограниченное наращивание военных сил вдоль границы Востока и Запада, которая теперь проходит на несколько сотен миль ближе к Москве, чем во времена холодной войны.
«Действия Путина на Украине укрепили НАТО так, как еще несколько лет назад и представить было невозможно, — сказал Майкл Макфол, бывший посол США в России и бывший советник президента Обамы. — Альянс пытался найти себе новую цель и обсуждал вопросы, выходящие далеко за пределы Европы».
«Теперь благодаря Путину они сосредоточились на своей первоначальной цели, — отметил Макфол, который сейчас преподает в Стэнфордском университете. — Это пример самоисполняющегося пророчества».
В ходе саммита лидеры НАТО не договорились о том, чтобы поставлять оружие Украине, как этого хотели некоторые члены альянса. Более того, они не договорились и о том, чтобы отказаться от выполнения условий договора с Москвой 1997 года, запрещающего им размещать постоянные военные базы вблизи российских границ.
Однако лидеры НАТО сумели обойти условие о неразмещении постоянных военных баз, договорившись о «продолжительном» военном присутствии вблизи границ России. Лидеры НАТО подтвердили свое ключевое обязательство по защите всех своих членов, и президент Обама заверил их, что США готовы начать войну с Россией, чтобы защитить крохотные Латвию, Литву и Эстонию. Лидеры НАТО одобрили создание авангардных сил численностью в 4 тысячи военнослужащих, которые можно будет перебросить к российской границе в течение нескольких часов, а также увеличение масштабов военных учений и развертывания сил.
Обама также призвал НАТО начать длительную операцию по модернизации украинской армии и рассмотреть вопрос о приеме новых членов в ряды альянса.
Путин долгое время выражал свое возмущение тем, что, с его точки зрения, является послевоенным альянсом Запада с восточноевропейскими странами, и считал, что восстановление контроля России над бывшими советскими территориями может вернуть ей ее прежнее величие.
Между тем, на Западе долгое время шли ожесточенные споры о том, было ли расширение НАТО на восток разумным шагом или, напротив, провокационным. С точки зрения Путина, ответ на этот вопрос очевиден: он считал расширение НАТО угрозой для России и ухватился за возможность воспользоваться «посягательствами» Запада, чтобы заручиться политической поддержкой внутри страны.
В феврале, когда на Украине было свергнуто пророссийское правительство, Путин решил, что он не может позволить новому правительству наладить экономические связи с Западом.
«Он решил показать раз и навсегда, что он будет сопротивляться экспансии Запада, — сказал Джеймс Голдгейер (James Goldgeier), декан Школы международной службы при Американском университете и бывший советник по делам Европы при администрации Клинтона. — Он посчитал это унизительным».
Но, по мнению многих экспертов, Путин навредил самому себе, разыграв конфликт между Востоком и Западом таким образом, что это лишь укрепило решимость многих западных стран. Он делал заявления, которые лишь укрепляли аргументы членов НАТО, настаивавших на противостоянии Кремлю.
В беседе с председателем Европейской Комиссии Жозе Мануэлем Баррозу Путин заявил, что российские войска могут захватить Украину за две недели. В ходе одного из своих выступлений он подчеркнул, что огромный ядерный потенциал России — это «реальность», добавив, что «у казахов не было государственности» — эта реплика очень напоминает его заявление, которое он сделал в беседе с бывшим президентом Джорджем Бушем-младшим, о том, что Украина - это «даже не государство».
Джон Хербст (John Herbst), бывший посол США на Украине, а ныне член Атлантического совета, считает, что бравада российского лидера — это грубая ошибка. По его словам, Путин хотел продемонстрировать свое пренебрежительное отношение к его западным противникам, но, «забывая о сдержанности, он лишь приближает тот момент, когда НАТО займет более решительную позиции в отношении России».
Бывший посол США в России Макфол отметил, что, хотя некоторые члены НАТО негативно относятся к конфронтационным действиям, Запад, тем не менее, неуклонно приближается к принятию более жесткой линии.
По его словам, сейчас члены НАТО ощутили острую необходимость увеличить военные расходы, и, с его точки зрения, в конце концов, НАТО откроет постоянные военные базы вблизи российских границ и укрепит связи с Украиной и Грузией, несмотря на то, что в ближайшее время эти страны не смогут войти в состав альянса.
Макфол опасается, что Россия может заморозить планы Запада по дальнейшему сокращению ядерных арсеналов. Хотя в 2009 году администрация Обамы была готова пойти на сокращение ядерного арсенала в Европе, сейчас ситуация коренным образом изменилась.
По прогнозам Макфола, на действия Запада Москва ответит наращиванием собственных сил вдоль границ. Это может привести к рискованным столкновениям — между военно-патрульными самолетами, к примеру — как это случалось в период холодной войны.
В то же время Россия и Запад продолжают отдаляться друг от друга в экономическом смысле в связи с санкциями Запада, погрузившими российскую экономику в состояние рецессии.
По словам Макфола, прошедший саммит и начавшиеся в последние несколько дней дискуссии «станут историческим разворотом, возвращением к первоначальным задачам НАТО».