Президентом США Барака Обаму избрали, потому что он обещал американцам мир: закончить «глупую войну» в Ираке и вернуть на родину солдат из Афганистана. И когда кандидат Обама в 2008 году ставил под сомнение сам смысл войн, его слова находили отклик в сердцах американцев.
В распоряжении США в то время — как, впрочем, и сейчас — находилась самая современная и мощная армия в мире. Но и самая лучшая армия оказывается на пределе своих возможностей, если вынуждена воевать в различных горячих точках на планете. В Конгрессе даже сторонники холодной войны начинают понимать, что существуют проблемы, которые никто не может решить военным путем, даже США.
Впрочем, все эти соображения в Вашингтоне сейчас отодвинуты на второй план. Речи политиков, готовящихся к предвыборной кампании, пронизаны патриотизмом: «Исламское государство» должно быть уничтожено. CNN, FoxNews и другие «новостные каналы» (точнее было бы сказать «бизнес-модели») превозносят Соединенные Штаты как «величайшую силу, когда-либо существовавшую в истории человечества». Пилоты пассажирских самолетов приветствуют военных особенно сердечно. «Людей в униформе», как их называют, приглашают первыми пройти на посадку, вместе с инвалидами и женщинами с грудными детьми.
Нация, уставшая от войн
Тем не менее, волна патриотизма не торопится захлестнуть США. Несмотря на то, что большинство американцев поддерживают операцию против «Исламского государства» в приграничном регионе между Сирией и Ираком, они все же устали от войн. Случись борьбе с ИГ затянуться — и настроения в обществе могут стремительно измениться.
А тем временем, начинают раздаваться голоса политиков, как например, сенатора Маккейна, которые считают, что выводить войска из Афганистана неправильно. В аналитических центрах в Вашингтоне идут дискуссии о том, не могли бы партнеры по НАТО, например Германия, после 2014 года отправить в Афганистан своих солдат? В конце концов, рассуждают в США, «Аль-Каида» ослаблена, но не побеждена. В том числе в соседнем Пакистане. Кроме того, исламисты, которых нужно держать в узде, есть еще в Йемене. И нельзя забывать о Сомали, которая как раз сейчас нуждается в поддержке Запада.
По этому поводу недавно очень точно высказался генерал ВВС США в отставке Чарльз Уолд, руководивший в 2001 году воздушной операцией в Афганистане: США предстоит эра бесконечных войн. С этим соглашаются и другие генералы: по их мнению, сегодняшнее поколение американцев едва ли узнает, что такое настоящий мир.
Побеждая в битвах, Запад проигрывает войну?
Не к этому ли, в конечном итоге, стремился террорист Усама бен Ладен? Неужели исламисты, как бы они себя ни называли, потерпев поражение во всех битвах, все же выиграли войну против Запада? Ни одна страна, даже такая мировая держава как США, не может и не хочет постоянно находиться в состоянии войны. В конце концов, борьба утомляет, истощает, изматывает.
Президент Обама, кажется, понимает это. В своем недавнем обращении к нации он объяснил, чем борьба против ИГ будет отличаться от войн в Ираке и Афганистане: американские солдаты не будут участвовать в наземной операции. Но что если ИГ окажет более живучей, чем ожидается? Что если воздушных ударов США и сил сирийских и курдских подразделений окажется недостаточно, чтобы победить «Исламское государство»? Тогда США сдадутся? Маловероятно. Но принимать решение о том, отправлять ли солдат в конфликтный регион, будет уже не президент Обама, а его преемник в Белом доме. Или приемник его преемника.