Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Почему мы не вооружаем Украину

© РИА Новости Михаил Маркив / Перейти в фотобанкПетр Порошенко посетил Первую оперативную бригаду Национальной гвардии под Киевом
Петр Порошенко посетил Первую оперативную бригаду Национальной гвардии под Киевом
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Украинская армия — главная жертва коррупции. Речь идет о системной проблеме, которая сохранялась на протяжении работы шести разных правительств и двух революций. Ее вооруженные силы до сих пор представляют собой геронтократию, а не меритократию. Армия действует по принципу сверху вниз: все решения спускаются сверху. И все деньги тоже, очевидно, пропадали наверху.

Казалось бы, мы помогаем Украине. Канада и США пообещали предоставить большие суммы денег на борьбу против пророссийских ополченцев. Однако есть одно место, где вы не увидите никаких следов нашей помощи, и это место — фронт на востоке Украины.

Некоторые пишут о «вооруженной Западом» и «подготовленной Западом» украинской армии, однако в действительности на сегодняшний день Запад не предоставил Украине ни оружия, ни помощи в подготовке армии. Напротив, плохо подготовленная, неопытная армия Украины пыталась бороться против ополчения, за которым стоит Россия, при помощи примитивного оружия, оставшегося с советских времен — проводя ночи в обыкновенных палатках, питаясь едой, пожертвованной местными жителями, получая зарплату в 200 долларов в месяц и используя телефоны Nokia для связи на поле боя. Действия украинской армии свидетельствуют о ее чрезвычайной некомпетентности: они даже не умеют целиться, поэтому выпущенные ими снаряды попадали в жилые кварталы и уносили жизни сотен мирных граждан, что в свою очередь привело к резко отрицательному отношению к ним со стороны общественности. Однако после того, как в конце августа российские войска начали наносить им одно поражение за другим, враждебное отношение общественности сменилось жалостью. Все это никак нельзя назвать кампанией, которую вооружил Запад.

Сейчас настал благоприятный момент для того, чтобы оказать Украине помощь. Население страны сплотилось и придерживается прозападных взглядов, в стране закрепилось умеренное демократическое правительство, кроме того, конечная цель этой борьбы — это уже дело принципа. Между тем, хотя Канада пообещала предоставить более 200 миллионов долларов, пока она отправила на Украину только три самолета с оборудованием, не имеющим смертельного действия. США пообещали предоставить военную помощь на сумму около 70 миллионов долларов, куда входят «продовольственные пайки, радиоаппаратура, проволочная спираль, наборы для оказания первой помощи и ограниченное количество бронежилетов, но при этом никакого оружия», как пишет New York Times. Украинцам, между тем, нужны беспилотники, радиоаппаратура со встроенными системами кодирования, ракеты с тепловой системой самонаведения и зенитные орудия, однако Вашингтон и Оттава игнорируют их просьбы.

Украинцам также нужны деньги, много денег, однако их они пока также почти не получали: несмотря на все заверения, до Киева дошла лишь ничтожная часть обещанных сумм.

Посол Украины в Канаде Вадим Пристайко потратил лето на постоянные жалобы на медлительность Оттавы. В конце июля, спустя четыре месяца после обещания предоставить помощь в размере 200 миллионов долларов, сделанного премьер-министром Стивеном Харпером (Stephen Harper), Пристайко сообщил Globe and Mail, что Украина так ничего и не получила. Спустя неделю Отава отправила на Украину самолет с грузом. В конце августа Пристайко заявил, что Канада не оказала никакой «реальной» военной помощи: «Мы благодарны за предоставленные нам средства индивидуальной защиты… но теперь нам нужна реальная помощь. Мы должны сражаться».

Однако эта помощь вряд ли будет оказана в скором времени по причине, о которой мне неоднократно говорили чиновники, принимающие участие в украинской операции и которая понятна всем, кто знаком с ситуацией на Украине: за последние 24 года Запад предоставил Украине сотни миллионов долларов, и практически все эти деньги были потрачены впустую.

Речь идет о системной проблеме, которая сохранялась на протяжении сроков полномочий шести разных правительств и двух революций. Когда в апреле США предоставили украинской армии 300 тысяч сухих пайков, очень быстро стало известно, что киевские бизнесмены продают эти пайки на аукционных сайтах, вроде eBay. В Оттаве на самом деле опасаются, что более крупные объекты и оборудование, а также денежные средства постигнет та же участь и они просто исчезнут.

Украинская армия — это главная жертва институциональной коррупции. На этой неделе я беседовал с полковником Крисом Корриганом (Chris Corrigan), офицером канадской армии в отставке, который с 2008 по 2011 год несколько раз был на Украине и отвечал за помощь в подготовке украинских военнослужащих по поручению американского Центра военно-гражданских отношений.

«Их система все еще советская, ничего не изменилось… И им на самом деле нужна помощь. Речь идет не только о смене доктрины, речь о необходимости изменить культуру. Их вооруженные силы до сих пор представляют собой геронтократию, а не меритократию», — объяснил полковник Корриган, который сейчас является исполнительным директором Королевского канадского военного института.

«Там не было ни следа нового военного оборудования: в их распоряжении старое оружие и оборудование, которое они пытались поддерживать в рабочем состоянии», — добавил он. Армия действует по принципу сверху вниз: все решения спускаются сверху. И все деньги тоже, очевидно, пропадали наверху. «Я не видел никаких признаков того, что финансирование доходит до армии».

Эта проблема в значительной степени усугубилась при президенте Викторе Януковиче, который позволил генералам стать спекулянтами. В июле, после того как западные чиновники предупредили его преемника Петра Порошенко о том, что Запад не станет оказывать помощь, пока не получит гарантий того, что она не будет украдена, новый президент Украины отправил в отставку ряд высокопоставленных армейских чиновников и в своей речи перед парламентом осудил неспособность своего правительства обеспечить поддержку армии.

Эта встряска была встречена Западом благосклонно, после чего Украина получила часть обещанной помощи. Но это только начало.

«Те, кто настаивают на немедленном, безоговорочном предоставлении Украине боевого оружия и другой военной помощи, возможно, полагают, что они оказывают украинцам услугу, спеша обеспечить поддержку в час тяжелых испытаний, — отмечает Сара Чейес (Sarah Chayes) из Фонда Карнеги. — Но большая часть коррумпированной сети времен Януковича осталась на месте. И если мы поможем этим коррумпированным чиновникам укрепить их позиции и их влияние в новой Украине, это поставит под угрозу будущее всей страны».