Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Байден: Мы хотим, чтобы Россия процветала

Выступление вице-президента США (сокращенная версия)

Джозеф Р. Байден Мл.
Джозеф Р. Байден Мл.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Джозеф Байден: Одним из краеугольных камней нашей внешней политики является идея, которую разделяют все наши союзники по НАТО: это идея единой и свободной Европы. Однако эта концепция оказалась под угрозой. Мы приложили массу усилий, чтобы убедить наших союзников по НАТО активизироваться и оказать Украине серьезную поддержку в обеспечении безопасности.

Гарвардский институт государственного управления им. Джона Кеннеди, Бостон, штат Массачусетс



. . . Мир изменился.

Произошло невероятное размывание власти внутри государств и между государствами, которое привело к росту нестабильности. Такие развивающиеся экономики, как Индия и Китай, стали сильнее, поэтому они стремятся повысить уровень своего влияния на мировой порядок и на международную политику.

Другие державы, такие как Россия, используют новые, ассиметричные формы принуждения, чтобы добиться преимущества, и среди них можно назвать коррупцию, «зеленых человечков», иностранных агентов, а также солдат, выполняющих задание, но при этом не надевающих служебную форму. Новые барьеры и практики бросают вызов принципам открытой и честной экономической конкуренции. И в условиях глобализованного мира самые разные угрозы, от терроризма до пандемий, пересекают границы государств с невероятной быстротой. Скорость, масштаб и взаимосвязанность основных глобальных угроз требуют адекватного ответа — иного ответа, глобального ответа с участием большего числа игроков, более разноплановых игроков, чем когда-либо прежде.

Все это привело к развитию ряда кризисов, которые требуют нашего внимания, от Исламского государства до эпидемии вируса Эбола и Украины. И это только  часть проблем, которые необходимо решать незамедлительно – как кто-то сказал мне ранее на этой неделе, это волки, подошедшие к дверям ближе всего.

* * *

Первое, что нам необходимо сделать, это укрепить наши альянсы. Многие угрозы, с которыми мы сталкиваемся сегодня, требуют коллективного ответа. Именно поэтому мы должны отталкиваться от того мощного альянса, который у нас сложился в Европе и Азии и стал подтверждением силы Америки, с которым не сравнится ни один другой альянс в истории и который основан на священном обязательстве защищать друг друга, а также на общих политических и экономических ценностях.

Одним из краеугольных камней нашей внешней политики является идея, которую разделяют все наши союзники по НАТО: это идея единой и свободной Европы, где любое государство имеет право выбирать свой путь без постороннего вмешательства. Однако эта концепция оказалась под угрозой. Мы стали свидетелями агрессии на границе Европы. Именно поэтому мы приложили массу усилий, чтобы убедить наших союзников по НАТО активизироваться и оказать Украине серьезную поддержку в обеспечении безопасности.

Сейчас все 28 членов НАТО дали обещание оказать Украине помощь в обеспечении безопасности — включая более 115 миллионов долларов непосредственно от США. И, отвечая на ситуацию на Украине, мы должны сделать так, чтобы в результате кризиса, спровоцированного Россией, НАТО стал сильнее. Вместе с нашими союзниками мы наращиваем наши силы на суше, в море и в небе над Центральной и Восточной Европой.

На прошедшем недавно саммите НАТО в Уэльсе члены альянса договорились о создании сил быстрого реагирования, гарантирующих, что НАТО сможет оперативно ответить на любую непредвиденную ситуацию. Кроме того, мы проводим совместные военные учения и наращиваем темпы развития военного потенциала в странах, не входящих в состав НАТО — в странах, расположенных на восточной границе Европы, чтобы гарантировать, что они тоже смогут пользоваться своим правом на выбор собственного будущего и двери НАТО по-прежнему открыты.

Если отвлечься от вопросов взаимной защиты, то мы тесно сотрудничаем с Европой по множеству направлений, от развития торговли до борьбы с терроризмом и последствиями изменения климата. Но мы должны быть честными и смотреть проблеме прямо в лицо: трансатлантические отношения не могут существовать только за счет самих себя. Они не могут существовать только за счет Америки. Они требуют инвестиций и определенных жертв с обеих сторон Атлантики, а это значит, что все члены НАТО должны выполнять свое обещание и тратить на оборону 2% своих ВВП и что все они должны раз и навсегда выработать общеевропейскую энергетическую стратегию, чтобы у России больше не было возможности использовать свои природные ресурсы для удерживания своих соседей в заложниках. Мы должны достичь окончательного соглашения по так называемому Трансатлантическому торговому и инвестиционному партнерству — новому механизму, направленному на укрепление экономических двигателей, которые делают успешными наши совместные усилия в Европе и в США.

* * *

Третье, что нам необходимо сделать — и мы уже этим занимаемся — это укрепить и расширить международные правила поведения в условиях конфликта и бороться с ассиметричными угрозами, которые возникают в настоящее время. Сегодня международная система испытывает на себе давление со стороны игроков, которые порой выходят за рамки важнейших международных норм, существовавших на протяжении многих лет, таких как нераспространение оружия или территориальная целостность. Именно поэтому мы настаивали на том, чтобы Сирия избавилась от своих запасов химического оружия, а также средств, необходимых для его производства. И, несмотря на резкую критику, мы создали коалицию с Россией и рядом других стран, чтобы уничтожить запасы сирийского химического оружия. Именно поэтому мы ясно дали понять Ирану, что мы не позволим ему создать ядерное оружие. И мы начали самую эффективную международную санкционную кампанию в истории, чтобы изолировать Иран и вновь вернуть его за стол переговоров.

Игроки в других регионах подрывают фундаментальный принцип территориальной целостности, применяя новую ассиметричную тактику, перебрасывая своих агентов через границы других государств, чтобы те тайно обнаруживали слабые места и испытывали противника на прочность, используя коррупцию в качестве инструмента внешней политики, чтобы манипулировать событиями в других государствах с целью подорвать целостность их правительственных институтов. Именно это в настоящее время происходит на Украине.

Президент Путин был решительно настроен лишить Украину и украинский народ их права самостоятельно выбирать свое будущее — выбирать между сближением с Западом или с Востоком или двигаться сразу в обоих направлениях. Под предлогом защиты русскоязычного населения он не только обнадежил и поддержал сепаратистов на Украине, но и вооружил их. Он также отправил на Украину российских военнослужащих, «зеленых человечков», чтобы те выступили против украинской армии.

А когда он понял, что этого недостаточно, он имел наглость перебросить через украинскую границу российские войска, танки и сложные системы противовоздушной обороны. Но мы убедили мировое сообщество обуздать его амбиции и защитить украинский суверенитет. И мы не отправили своих военнослужащих на территорию Украины.

Путин хотел помешать свободным и честным выборам. Но мы убедили мировое сообщество помочь Украине провести, пожалуй, самые свободные выборы в ее истории. Путин хотел дестабилизировать экономику Украины. Но США предоставили Украине миллиард долларов и провели переговоры с МВФ по вопросу о выделении ей финансовой помощи в размере 27 миллиардов долларов, чтобы уберечь эту страну от банкротства.

Путин хотел ослабить Украину при помощи коррупции. Но в настоящее время мы помогаем новым лидерам Украины бороться с коррупцией — к слову, это тот вопрос, в котором мы должны взять на себя роль мирового лидера – помогая им составлять новые законы, создавать новую судебную систему и так далее. В течение последних десяти лет Путин старался ослабить украинские вооруженные силы, и он добился больших успехов. Однако мы убедили членов НАТО начать процесс восстановления военного потенциала Украины. Путин старался сохранить в тайне тот факт, что Россия оказывала поддержку сепаратистам, сбившим гражданский самолет. Но нам удалось доказать это перед лицом всего мира. И не стоит забывать о том, что все это началось, потому что Путин захотел помешать подписанию соглашения об ассоциации Украины с Евросоюзом. Тем не менее, несколько недель назад это соглашение было подписано и ратифицировано.

На протяжении всего этого времени мы ставили перед Путиным простой выбор: уважать суверенитет Украины или сталкиваться с серьезными последствиями. Именно это позволило нам убедить ведущие развитые страны мира ввести санкции против России.

Надо признать, они не хотели этого делать. Тем не менее настойчивые и многократные усилия американского руководства и президента США все же поставили Европу перед необходимостью подняться и принять на себя экономический удар, связанный с введением санкций. Результатом этих санкций стало масштабное бегство капитала из России, фактическая заморозка прямых иностранных инвестиций, падение курса рубля по отношению к доллару до рекордно низкой отметки, а также тот факт, что российская экономика оказалась на грани рецессии.

Мы не хотим, чтобы Россия ослабела. Мы хотим, чтобы Россия процветала. Но Путину придется сделать выбор. Подобные асимметричные нападки на другое государство недопустимы. Если мы оставим их без ответа, международная система рухнет.

Несомненно, борьба еще не окончена. И у нас нет никаких гарантий успеха. Но украинский народ устоял. И мы продолжаем ему помогать, взяв на себя роль лидера и действуя стратегически.