Как можно превратить хрупкое перемирие на востоке Украины в долгосрочный и устойчивый мир? Это был ключевой вопрос, стоявший на повестке дня первого заседания конференции Future Business Ukraine, состоявшегося в минувшую среду в венском дворце Хофбург. Ведущий Райнер Линднер (Rainer Lindner), председатель Германско-Украинского форума и руководитель Восточного комитета немецкой экономики, пытался выяснить у участников дискуссии, как можно сохранить Украину в качестве единого государства, «в котором, однако, бьются сразу несколько сердец».
Ответы, которые он получил, значительно отличались друг от друга, причем участники дискуссии так и не смогли договориться по поводу спорных понятий «федерализация» и «децентрализация». Потому что «федерализация» — это термин, к которому многие из присутствовавших в Хофбурге, в частности, бывший президент Виктор Ющенко и советница нынешнего президента Петра Порошенко Марина Ставнийчук, относятся с большим скепсисом. В свою очередь, немецкие участники, в том числе депутат бундестага (нижняя палата парламента Германии — прим. пер.) Карл-Георг Вельман (Karl-Georg Wellmann) и бывший министр финансов Пеер Штайнбрюк (Peer Steinbrück), выступили за непредвзятый подход, который сделал бы возможными реформы.
Зато участники, среди которых были также председатель украинской Федерации работодателей Дмитрий Фирташ, член австрийского Совета национальной безопасности Аксель Кассеггер (Axel Kassegger) и мэр Киева Виталий Кличко, сошлись во мнении, что мир в Европе находится под угрозой. «Европа больше не так безопасна, как была сразу после распада СССР», — сказал Штайнбрюк и намекнул на начало новой эры в 1989 году. Россию он назвал «раненой державой», которая рискует вернуться во времена «политики насилия XIX и XX века». В то же время «фактом остается то, что Россия была и будет нашим европейским соседом». Таким образом, Европе в любом случае придется искать некий modus vivendi, в том числе и в общении с Путиным.
Найти общие интересы
Аналогичным образом высказались и Вельман с Фирташем. «Какие стимулы могут найтись у России, чтобы вести корпоративную политику?», — спросил Вельман, стоящий во главе парламентской группы по германско-украинским отношениям в бундестаге. По его словам, России, Украине и Западу необходимо найти общие интересы (иначе говоря, совместные экономические проекты). «От этого выиграли бы все». Но на сегодняшний момент до подобного развития событий еще далеко. Тем более что перемирие, о котором стороны конфликта договорились в начале сентября на встрече в Минске, остается очень хрупким. Из охваченных конфликтом областей ежедневно поступают сообщения о перестрелках, бомбардировках и жертвах с обеих сторон.
Советница украинского президента Ставнийчук упрекнула в этом Россию. Та, по ее словам, должна для начала прекратить свою агрессию. Но Украине необходимы также внутренние реформы: 26 октября состоятся парламентские выборы, которые должны привести к перераспределению сил в Верховной Раде, а затем необходимо провести конституционную реформу.
Ставнийчук вместе с экс-президентом Ющенко потребовали более активного участия Европы и США в решении украинских проблем. Штайнбрюк, однако, несколько охладил их пыл, сказав, что ЕС с удовольствием возьмет на себя роль посредника, если стороны украинского конфликта сумеют договориться между собой и обязуются исполнять эти договоренности. Кроме того, необходима активизация контактов между президентами России и Украины Владимиром Путиным и Петром Порошенко. Следующий момент, по которому сошлись во мнении участники встречи: минские встречи, конечно, очень важны, но недостаточны — необходима более интенсивная институционализация мирного процесса.
Гораздо больше споров вызвал вопрос о будущей реформе украинской государственной структуры. Наиболее прямо высказался по этому вопросу бывший президент Украины Ющенко: «Есть несколько путей к разрушению Украины. Автономия и федерализация входят в их число». За этим предупреждением скрывается страх политической элиты перед тем, что ей придется принять предложение по институциональному переделу страны, в первую очередь, по развитию новых отношений с Донбассом.
В пользу федерализации Украины ранее высказывалась Россия, и поэтому в Киеве это требование считают «предвзятым». Тем не менее, как указали немецкие участники встречи, перераспределение властных полномочий между Киевом и регионами могло бы пойти на пользу Украине в целом и стать новой моделью ее развития. Виталий Кличко, который также говорил об «искусственно развязанном» конфликте на востоке, согласился, что децентрализация, «адаптированная под украинские реалии», действительно представляет собой интересную идею.