Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Главные решения Урсулы фон дер Ляйен в области экономии

Перед министром обороны ФРГ Урсулой фон дер Ляйен стоит испытание ценой в миллиарды евро. Die Welt представляет обзор основных «стройплощадок»

© flickr.com / Medien BundeswehrМинистр обороны ФРГ Урсула фон дер Ляйен
Министр обороны ФРГ Урсула фон дер Ляйен
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В большинстве случаев вооруженные силы получают требуемое вооружение с запозданием и вне рамок запланированных расходов. В ходе реализации проектов — а эта фаза нередко длится от десяти до 30 лет — меняются политическая ситуация, потребности армии и требования к вооружениям. В результате войска не получают того, что им необходимо для реализации своих задач.

Он здесь, отчет «Оценка и анализ рисков» девяти основных оборонных проектов бундесвера. В документе объемом 1200 страниц, подготовленном экспертами аудиторской компании KPMG, инженерной фирмой P3 и адвокатской конторой Taylor Wessing, по словам министра обороны, говорится, что ее ведомство ждут непростые времена. «Нам предстоят недели и месяцы трудной менеджерской работы».

Основной посыл отчета звучит следующим образом: практически все оборонные заказы в ведомстве с 270 тысячами сотрудников — слишком дорогостоящие, сроки их выполнения затягиваются, или они реализуются с недочетами. В качестве основных причин указывается дефицит в менеджерской работе министерства и промышленности. Свою роль играет также политическое влияние, не учитывающее интересы военных. Цепочка ошибок всегда одна и та же, так это объясняет руководство министерства. «Вначале допускается главная ошибка, которая заключается в том, что занимаешься самообманом».

Это означает, что слишком занижаются расходы. А потом они шаг за шагом повышаются. В конце концов, приходится за все платить. Резюме проверки KPMG — «Необходима срочная оптимизация оборонного менеджмента в реализации крупных национальных и международных проектов». Выполнив 140 рекомендаций, по мнению экспертов, проблемы можно, по крайней мере, минимизировать.

Этот вид зафиксированного в письменной форме стремления к реформам — не является чем-то новым. В мае 2000 года комиссия под руководством бывшего федерального президента Рихарда фон Вайцзеккера (Richard von Weizsäcker) пришла к похожим выводам. «Со своей сегодняшней структурой у бундесвера нет будущего. Не хватает согласованности между отдельными структурами Вооруженных сил». Сроки от планирования до реализации проектов - слишком большие. Опыт показывает, что издержки увеличиваются пропорционально времени, необходимому на разработку и введение в эксплуатацию продукта. Следующими факторами, повышающими издержки, являются несовершенные технологии, негибкое бюджетное право и слишком позднее выставление требований. Необходимо «полномасштабное обновление».

В октябре 2010 года начала работу следующая комиссия бундесвера, которую возглавил глава Федерального агентства по занятости Франк-Юрген Вайзе (Frank-Jürgen Weise). В заключительном документе говорилось следующее: «Речь идет о глубоких изменениях в одном из основных институтов. В большинстве случаев вооруженные силы получают требуемое вооружение с запозданием и вне рамок запланированных расходов. В ходе реализации проектов — а эта фаза нередко длится от десяти до 30 лет — меняется политическая ситуация, военные потребности и требования. В результате войска не получают того, что им необходимо для реализации своих задач».

В бундесвере всегда хватало аналитических отчетов, посвященных его недостаткам. Не было нехватки и в советах относительно того, как следует устранять проблемы. Связано это было с политической волей или, возможно, умением реализовывать рекомендации экспертов. Стоило ли выкладывать на исследование 1,149 миллиона евро (плюс НДС), можно будет судить только по тому, какие будут сделаны выводы, и какие инициативы министра обороны последуют за опубликованием отчета.

Фон дер Ляйен (Ursula von der Leyen) стоит перед испытанием, которое оценивается в многие миллиарды евро. Только в отношении девяти оборонных проектов (из 2300 текущих) речь идет о сумме в размере порядка 56 миллиардов евро. Это в десять раз больше расходов на строительство аэропорта Берлин-Бранденбург, подсчитала министр. Die Welt представила обзор основных решений.

Ракетная оборона


В проекте разработки новой системы воздушной обороны речь идет об одной из крупнейших оборонных инициатив следующего десятилетия. Германия уже инвестировала один миллиард евро в разработку высокотехнологичных систем Meads. Оборонная компания MBDA обещает, что проект будет реализован до 2020 года. Расходы до этого момента, вероятно, повысятся до четырех миллиардов евро.

Проблема в том, что участвовавшие вначале американцы вышли из проекта и делают ставку на модернизацию старых ЗРК Patriot. Производитель зенитно-ракетных комплексов, американская фирма Raytheon, обещает теперь Германии, что поставит системы в срок, который вдвое меньше того, на что рассчитан процесс создания Meads и за треть от заложенной под систему суммы. Raytheon может указать на то, что большинство стран-членов НАТО делают ставку на системы Patriot, а Германия с Meads окажется в стороне.

У немецкой компании MBDA есть в бундестаге сильные сторонники проекта, имеющие отношение к промышленности, которые указывают на то, что в него уже инвестированы средства. Они настаивают на срочном принятии решения, поскольку этап разработки Meads заканчивается в конце 2014 года, тем самым, будут потеряны инженеры-профессионалы. Существует опасность, что сейчас будет принято решение, основанное на неполной информационной базе, и выбран вариант, который окажется дороже, будет реализован позже и мощность которого будет меньше, чем ожидается. Министр хочет последовать совету и только в 2015 году принять решение — за счет переноса сроков принятия решений имплицитно делается выбор в пользу Patriot.

Eurohawk

Фон дер Ляйен уже приняла решение о возобновления разработки разведывательного беспилотника Eurohawk, работы над которым были приостановлены предшественником нынешнего министра обороны, Томасом де Мезьер (Thomas de Maiziere) из-за грозившего масштабного увеличения издержек. Хранящийся в баварском Манхинге демонстрационный экземпляр, хотя никогда и не поступит в серийное производство, но будет использован при разработке разведывательной техники.

Хотя де Мезьер давал указание проверить, могут ли сенсоры устанавливаться и на управляемых самолетах, эксперты советуют все же остановиться на беспилотной технике. Фаворит фон дер Ляйен — американский дрон Triton, дальнейшая разработка платформы Eurohawk — Global Hawk. Министр обороны столкнулась с той же проблемой, что и ее предшественник — повышение издержек связано с проблемой допуска в немецкое воздушное пространство.

Поскольку Triton — продукт, разработанный по заказу американского правительства, необходимые документы для пробного допуска не удастся получить и сейчас. Вместе с тем, будут проведены дополнительные предварительные исследования. Но пробел в том, что касается воздушной разведки, останется в бундесвере еще надолго.

Вертолеты

Фон дер Ляйен планирует внести на рассмотрение парламента «глобальную сделку», то есть спорный проект, который также разрабатывался еще при де Мезьере — совместная работа бундесвера и производителя вертолетов Eurocopter. Проект довольно сложный. Бундесвер отказывается от 23 из 80 ранее заказанных вертолетов «Тигр» и от 40 транспортных вертолетов NH-90. Сэкономлены будут 200 миллионов евро. Одновременно будут заказаны 18 вертолетов NH-90 в модификации для военно-морского флота (Sea Lion).

Проблема состоит в том, что военно-морской флот не хочет получать этот вертолет. Кроме того, «глобальная сделка» была изначально спорной с точки зрения конкурентного права. В юридическом и политическом плане — СДПГ против сделки — есть еще некоторые ловушки.

Менеджмент

«Классического проектного менеджмента» в министерстве не наблюдается, критично заметили аналитики KPMG в своем заключении. Но министр, видимо, не последует их рекомендации — объединить и реструктурировать сектора инвестиций и поставок. Она планирует ограничиться сокращением цепочек коммуникации. Руководители проектов в будущем должны отчитываться непосредственно перед руководством.

Чтобы разобраться с проблемами поставок запчастей для вертолетов и самолетов, создаются две рабочие группы. Кроме того, не ожидается структурных изменений или изменений в области персонала. Процесс планируется «изменять при помощи имеющегося персонала».