Взглянув на проработанность российской медиапропаганды и эффективность, с которой она воздействует на население и которая стала очевидна в связи с украинским кризисом, наблюдательный человек неизбежно должен критически взглянуть и на наше медиазеркало событий.

Если слух и зрение зрителя, слушателя и читателя еще не слишком «закалились» от постоянного потребления того, что им стандартно навязывается, то сегодня есть все основания пристальнее всмотреться в дымовую завесу местной медиасреды.

Ремесленное совершенство Кремля


Успешный пример российской пропаганды прекрасно демонстрирует, что манипулирование мнениями является отдельной дисциплиной и имеет свои правила и технологические приемы. Многие из нас забыли, насколько «научно» когда-то коммунистический режим использовал символы, мифы и тотемы своего господства. Но большинство из нас по-прежнему помнит транспаранты того времени и «серпасто-молоткастые» звезды на каждом шагу. Лозунги, которые даже последний торговец впихивал в свою витрину. Те, что помладше, наверное, слышали цитаты об этом из самиздатовских эссе В. Гавела.

Русские правители доказывают, что работают в области подсознания все лучше и лучше. И не особенно важно, что их Путин говорит. Чрезвычайно важно, что он на самом деле делает. Они не захоронили Ленина, и тотем его мавзолея продолжает держать население в своей магической власти. Недавно даже снова поставили когда-то свергнутый памятник Феликсу Дзержинскому, первому начальнику легендарного Комитета госбезопасности, перед его постоянной резиденцией на Лубянке в Москве. Тут всем все сразу стало понятно. Потому что тот, кто там не боялся до сих пор, даже несмотря на количество убийств журналистов, теперь стал колебаться. А страх — обычное оружие тирании. И внешняя угроза является самым лучшим обоснованием ее использования.

Проблемы и нервозность Запада

Когда мы видим все усиливающееся психологическое давление на российское население внутри страны, у нас должен возникнуть вопрос: проявляется ли каким-то образом внешняя составляющая этой психологической и информационной войны? Согласно ее принципам, целью является развращение морали противника и его способности давать отпор. Создание атмосферы нервозности, неуверенности и стресса. И мы на самом деле наблюдаем, как притупленное внимание западной общественности начинают нервировать поступающие тревожные факты. Факты о множащихся военных конфликтах, о бесконечных экономических проблемах и все новых столкновениях с новой идеологией политкорректности, столь ожесточенно продвигаемой.

Владимир Буковский, известный русский диссидент, а ныне - член новой британской партии UKIP, заявил, что политическая корректность — это новый ленинизм. Однако это заявление не распространилось в СМИ — никто об этом не знает, никто не обсуждает это публично. Вот только партия UKIP движется к победе на выборах в Великобритании. Но для общественности на ней есть ярлык, приклеенный СМИ без каких-то разъяснений, — «экстремистская».

И хотя политическая корректность прикрывается мультикультурализмом и разнообразием всего и вся, на практике она не терпит ничего, кроме одного-единственного официального мнения. Дело иногда заходит настолько далеко, что в университете в Калифорнии была публично сожжена книга ученого, критикующего теорию глобального потепления. Но СМИ об этом умолчали — ведь это был не Коран.

Видимые очертания информационной войны

И подобных случаев немало. Они подтверждают, что и на Западе осуществляется манипулирование новостной средой. Это, совершенно очевидно, признаки информационной и дезинформационной войны. Но она по самой своей сути настолько сложна и рафинированна, что разобраться в ней трудно. Однако ясно, что русские совершенствуют ее приемы уже почти 100 лет, и поэтому будут в ней более умелыми мастерами, чем их соперники. Конечно, поэтому они и распространили небылицу о том, как советская военная сверхдержава, с самым мощным ядерным арсеналом, взяла и просто отказалась от своей разработанной глобальной шпионской сети и гражданской армии иностранных «полезных идиотов» (по Ленину).

Более того, везде вокруг нас уже заметны почти достигнутые цели этой войны. Главное очевидное явление — поддержка прогрессивизма, которая вынуждает общество менять свою организацию, уклад, ослаблять свои институты, а в итоге ставить под сомнение существующую демократию. Ослабление управления обществом сопровождается понятными усилиями задушить экономику, прежде всего промышленность посредством поддержки драконовского экологического регулирования.

В целом этому соответствует и тяготение большинства СМИ, формирующих общественное мнение, к левым взглядам, например к поддержке пацифизма и экологизма. Вторая масштабная и очевидная тенденция — всеобщее стремление переключить внимание обычных граждан с главных проблем на поверхностные развлечения и второстепенную бульварную информацию, стремление создать широкий пласт мало или плохо информированных людей.

Обе эти черты можно проследить на текущем состоянии известного телеканала CNN. Отодвигать на второй план серьезную информацию и предлагать второстепенную стараются многие СМИ, но некоторые делают это столь рьяно, что добиваются прямо противоположного. Пример — продолжающееся снижение рейтингов CNN. При этом не стоит забывать, что ее основателем был миллиардер и салонный коммунист Тед Тернер. Недавно CNN попыталась остановить потерю телеаудитории, отказавшись от своей традиционно преувеличенно пропагандистской левой подачи новостей в пользу бульваризации и акцента на эмоции.

Но последней ошибкой этой новой тактики стало то, что канал на протяжении нескольких недель был сосредоточен исключительно на исчезновении малайзийского боинга в Тихоокеанском регионе, хотя эта тема была, с информационной точки зрения, совершенно пустой. И это окончательно убедило зрителей, сохранивших рассудок, что этот канал просто не стоит смотреть.

Наша лепта в создание мало информированных граждан


Подобный, только более хитрый, подход, что удивительно, демонстрирует в своих главных новостных программах и наше Чешское телевидение. В студии посадили симпатичных манекенов, и даже дам из прогноза погоды заставили демонстрировать ноги. Эта отполированная упаковка должна привлечь внимание к форме, и отвлечь от содержания. Поэтому большую часть новостных программ посвящают нудным репортажам из школ и торговых центров, тогда как настоящие новости, как правило, сообщают двумя-тремя предложениями без контекста. Некоторые важные новости просто не упоминаются.

Такая бессодержательная новостная среда вгоняет зрителя в пассивность его теплого провинциального угла. Если выдается новость о каком-то серьезном происшествии или экономическом событии, то обычно она презентуется неструктурированно и вне контекста, что оставляет зрителя в растерянности и вызывает отторжение. Так что он скорее сбегает в свой любимый нереальный мир сериалов, развлекательных программ и спортивных передач. И, вероятно, это и есть цель. Зритель развращен, запутан и опутан. И его подсознание может быть занято и отвлечено от реальности. Критические ток-шоу, с нецензурированными мнениями публики, отодвинуты на второй план и срежиссированы. Те же явления можно найти в других СМИ — печати и радио.

Несмотря на это, большинство людей никак не проверяет и не подтверждает свои источники информации. Они автоматически уверены, что их информируют хорошо. Но в случае внезапного поворотного события, такого как украинский кризис, у такого гражданина нет качественной информации и системы координат, на которые он мог бы опереться со своим «здравым смыслом». Он может поддаться нервозности, смятению и стать легкой жертвой пропаганды.

Вопросом остается, является ли та часть населения, которая пользуется интернетом, более свободной и устойчивой в плане информации. Напротив, кажется, что сегодня в этой среде лучше всего распространяется дезинформация и российская пропаганда. Одной из основных тактик дезинформации, вероятно, является выдумывание различных теорий заговоров и их последующая дискредитация, чтобы в этом хаосе потерялись следы настоящего заговора.

Единственным критически настроенным журналистом, который занимается этой темой, у нас является Эрик Бест, американец по происхождению, публикующий интересные комментарии на своей личной странице FSFinalWord.cz. По сути, только он имеет смелость писать о фактах, которые скрываются за внешне неясными или намеренно сбивчиво представляемыми событиями. От его деятельности не зависит карман его семьи. Он отмечает, что, основываясь на многих доводах, склоняется к тому, что все основные СМИ в ЧР принадлежат Андрею Бабишу и Петру Келлеру. Оба олигарха хорошо известны своими связями со старыми властными структурами и влиянием, которое на них имеют кремлевские круги. Тот, кто по-прежнему думает, что все происходящее в наших СМИ случайность, выходит даже за рамки обычной наивности.