Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Беды мегаполиса: почему руководство КНР отказывается от мегаприбыли

© Фото : Fotolia, zhu difengТелебашня в Шанхае
Телебашня в Шанхае
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Для дальнейшего роста Китаю требуется новое средство — втиснуть в задыхающиеся от экологических проблем мегаполисы Пекин, Шанхай, Гуанчжоу и Шэньчжэнь еще больше жителей. И хотя это может показаться прямой дорогой к катастрофе, из-за неспособности и нежелания расширять и совершенствовать эти города могут возникнуть еще более серьезные проблемы.

Для дальнейшего роста Китаю требуется новое средство — втиснуть в задыхающиеся от экологических проблем мегаполисы Пекин, Шанхай, Гуанчжоу и Шэньчжэнь еще больше жителей.

И хотя это может показаться прямой дорогой к катастрофе, из-за неспособности и нежелания расширять и совершенствовать эти города могут возникнуть еще более серьезные проблемы. По мнению бывшего директора отделения Всемирного банка в Китае Юкона Хуаня (Yukon Huang), именно поэтому в крупнейших городах проводится модернизация и внедряется специализация, которые позволят приблизить потребителя и развивать экономически выгодные виды общественного транспорта.

По его оценкам, примерный план урбанизации, предложенный руководством Китая семь месяцев назад и рассчитанный на то, чтобы направить переселенцев из сельских районов в небольшие города, приведет к концу 2020 года к ежегодному сокращению роста ВВП на целый процент.

«Большие китайские города, на самом деле, слишком малы», — заявил в Вашингтоне Ю. Хуань, который теперь является старшим научным сотрудником отделения фонда Карнеги по Азии. — «И если до конца текущего десятилетия Китай хочет обеспечить рост на 7%, то ему придется изыскать дополнительные возможности экономического роста еще на 1-1,5%».

Как считает шанхайский экономист Энди Си (Andy Xie), бывший ведущий аналитик из Morgan Stanley, который специализировался по азиатско-тихоокеанскому региону, благодаря стратегии развития крупнейших городов Китай сможет через 10 лет увеличить ВВП на 2 триллиона долларов — это больше ВВП Индии в 2013 году.

Э. Си считает, что в Китае, население которого более чем в четыре раза превышает население США, при том, что территории этих стран практически сопоставимы, города должны быть большими и густонаселенными. По его мнению, для того, чтобы воплотить эту идею, следует развивать крупные города не вширь, а вверх, и в качестве заслуживающего внимания примера он приводит Токио с его населением около 37 миллионов.

«Экологическая катастрофа»

«Если не сосредоточить внимание на крупных густонаселенных городах, в Китае произойдет экологическая катастрофа», — утверждает он. — «Неверно выбранная модель урбанизации не просто отбросит страну назад на многие годы — она навсегда остановит ее экономический рост».

Население Пекина и Шанхая уже составляет по 20 миллионов человек, а в Гуанчжоу и Шэньчжэне оно превышает 10 миллионов. Но при этом, с учетом того, что население Китая составляет 1,4 миллиарда человек, концентрация населения в этих городах по мировым стандартам невысока. В США на 10 крупнейших городов приходится около 38% ВВП, что почти в два раза больше, чем в Китае.

В продолжение традиций централизованного управления эпохи Мао современная концепция развития китайских городов предусматривает «жесткий контроль» численности населения в больших городах с населением более 5 миллионов человек, при этом допускается расширение городов средних размеров и приветствуется развитие малых городов. Как заявил на брифинге в марте текущего года заместитель министра общественной безопасности Хуань Минь (Huang Ming), предлагаемый план компенсирует неравномерное развитие городов, в результате которого мегаполисы перенаселены, а их пригороды приходят в запустение.

«Старое мышление»

Как написал в августе этого года аналитик пекинской исследовательской компании Gavekal Dragonomics Эндрю Бэтсон (Andrew Batson), такое решение свидетельствует о «преобладании старого мышления» даже после того, как недавняя попытка перенаправить потоки населения и ресурсы в более мелкие и экономически менее эффективные города оказалась «чрезвычайно затратной».

«Похоже, градостроители по-прежнему убеждены, что большие города ужасно перенаселены и их рост необходимо сдерживать», — пишет Бэтсон, который изучает Китай с 1998  года. — «В  действительности же, крупные города — это самые богатые и оживленные территории Китая, и ограничение их роста никоим образом не способствует развитию экономики».

Премьер Госсовета Ли Кэцян (Li Keqiang) все отчетливее осознает необходимость активнее развивать экономику, которая в этом году показала наименьшие темпы роста с 1990 года. Согласно усредненным оценкам аналитиков Bloomberg News перед намеченной на завтра публикацией данных, темпы роста в третьем квартале снизились до 7,2% по сравнению с 7,8% на этот же период в прошлом году.

Четвертый пленум

Город Шэньчжэнь, КНР


Несмотря на то, что у Ли Кэцяна и его соратников из числа коммунистического руководства есть возможность сменить приоритеты в программе урбанизации, когда они соберутся на четвертый пленум, открывающийся в Пекине сегодня, вряд ли можно рассчитывать на какие-либо существенные изменения. Как сообщили государственные СМИ месяц назад, участники этого закрытого совещания намерены сосредоточиться на мерах по укреплению верховенства права.

По прогнозам правительства в период с 2013 по 2020 гг., по сравнению с предыдущей семилеткой ожидается снижение темпов миграции сельского населения в города, которую, по заявлению Ли Кэцяна, считают движущей силой в развитии страны.

Как считает Чуй Ли (Cui Li), экономист из гонконгской компании Goldman Sachs Group Inc. (GS), это вынуждает Ли Кэцяна искать пути повышения экономического роста. Быстрый рост китайских городов не способствует повышению показателей экономической эффективности из-за влияния таких сдерживающих факторов, как беспорядочная застройка и недостаточно развитая инфраструктура.

По ее оценкам, если экономическая эффективность городов достигнет уровня городов США, который выглядит довольно скромно по сравнению с более компактными мегаполисами Европы, то к концу десятилетия это может добавить к темпам ежегодного роста по 1%.

Гуанчжоу и Шэньчжэнь

Согласно опубликованному в марте докладу Всемирного банка и Исследовательского центра при Госсовете, если по плотности населения города Гуанчжоу и Шэньчжэнь сравняются с Сеулом, то численность населения в них вырастет соответственно на 4,2 и 5,3 миллиона человек.

По словам управляющего директора Всемирного банка Шри Индравати (Sri Mulyani Indrawati), изменения в системе землепользования, способствующие повышению плотности населения городов, позволят Китаю в течение следующих 15 лет сократить на 1,4 триллиона долларов запланированные в бюджете 5,3 триллиона на развитие инфраструктуры.

Есть и признаки прогресса. По оценкам ООН система скоростного автобусного сообщения, открытая в Гуанчжоу в 2010 году, обеспечила пассажирам при поездках из пригорода на работу и обратно ежегодную экономию в 32 миллиона часов, кроме того, проект предусматривает в течение первых 10 лет эксплуатации сократить количество выхлопных газов на 84 тысячи тонн. В городе Куньмин, столице юго-западной провинции Юньнань, строится новый микрорайон с собственной линией метро, автобусными остановками и озелененными территориями, разбитыми через каждые 300 метров.

Чистое небо

Согласно докладу общественной организации Energy Foundation из Сан-Франциско, пропагандирующей использование экологически чистых источников энергии, строительство густонаселенных городов вблизи крупных сетей общественного транспорта, в которых рационально объединены промышленные и жилые районы, позволит снизить потребность в легковых автомобилях. По оценкам организации, к 2030 году это предотвратит выброс в атмосферу до 800 миллионов тонн двуокиси углерода, что больше общего количества выбросов СО2 в Германии за 2011 год.

Работа по старым шаблонам создает в мегаполисах еще больше проблем — количество автомобилей на дорогах растет, а экологическая обстановка ухудшается, если планы деятелей, формирующих политику урбанизации, по-прежнему не поспевают за темпами миграции.

«За последние два-три десятилетия градостроители Китая при разработке планов по развитию транспорта, жилищного строительства и многих социальных служб не учитывают наплыва мигрантов», — считает Кам Винь Чан (Kam Wing Chan), профессор Вашингтонского университета в Сиэтле и автор книги «Города с невидимыми стенами: переосмысление урбанизации в Китае после создания КНР» («Cities With Invisible Walls: Reinterpreting Urbanization in Post-1949 China»). По его словам, городские проблемы, в том числе и пробки на дорогах, возникают, «главным образом, из-за того, что не учитывается рост населения».