Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Условия, в которых появляется на свет и растет новое, рожденное после 2000 года поколение и часто называемое «поколением зет», значительно отличаются от наших. Более того, эти люди, которые считают чтение книг пустой тратой времени и черпают энтузиазм в интернете и массовой культуре, сейчас формируют свою собственную форму культуры — киберкультуру.

Часто, особенно в канун того или иного торжества, мы с тоской вспоминаем о старых добрых временах. Мы сравниваем наше поколение с новым, приходим к выводу, что прежние обычаи, устои были лучше, вспоминаем о том, как важно проявлять уважение к старшим, любить детей, и сожалеем, когда новое поколение сторонится нашей традиции целовать руки старших членов семьи.

Но условия, в которых появляется на свет и растет новое, рожденное после 2000 года поколение (часто обозначаемое понятием «поколение зет»), значительно отличаются от наших. Более того, поколение, поведение которого нам подчас кажется странным, сегодня стало создавать свою собственную культуру. Ее носителей часто можно застать с каким-либо модным устройством в руках, за множеством разных занятий, начиная от просмотра телепередач, телефонных переговоров и заканчивая шопингом, созданием мультимедийного контента и его распространением в социальных сетях. Возникновение новой культуры происходит на интернет-чатах и форумах. Поэтому культура поколения, которое считает чтение книг пустой тратой времени и черпает энтузиазм в интернете и массовой культуре, обозначается понятием «киберкультура». По мнению одних, ее следует воспринимать как новый вид культуры, другие же склонны полагать, что она отрывает человека от жизни...

Одним из тех, кто обратил внимание на отрицательную сторону этого явления, был председатель Великого национального собрания Турции Джемиль Чичек (Cemil Çiçek). По его мнению, сегодня электропровода передают не только электроэнергию, но и человеческие чувства, эмоции, меняют нашу жизнь. При этом молодежь, воспитанная на киберкультуре, становится оторванной от социальной среды и не способной общаться с внешним миром.

Впервые термин «киберкультура» появился много лет назад, в научно-фантастических романах, а в 90-х годах прошлого века его начали использовать академические круги. Изучением феномена киберкультуры занимается и преподаватель факультета коммуникаций Университета Мальтепе Сельва Эрсёз Каракулакоглу (Selva Ersöz Karakulakoğlu), которая отмечает, что в киберкультуре интернет и технологические устройства рассматриваются как новая культурная модель и средство коммуникации. Однако эта культура только начинает появляться, и рамки ее пока несколько размыты, поэтому однозначно оценить данный феномен становится непросто. В рамках данной культуры формируются особые формы взаимодействия с развивающимися цифровыми технологиями и другими людьми. Когда тексты или изображения, которые мы встречаем в интернет-среде, начинают создавать коды нашей повседневной жизни, это влияет и на наши образцы поведения.

Что касается тех, кто создает киберкультуру сегодня, они могут сутки напролет проводить в глобальной сети, являясь активными пользователями киберпространства. Формы повседневной жизни, создаваемые такими пользователями интернета, через некоторое время могут стать в этой среде доминирующими.

Но пока этот вид культуры находится на стадии зарождения, поэтому было бы неверно говорить только о полезных или вредоносных ее особенностях, полагает эксперт. Между тем понять ее плюсы и минусы можно, например, при рассмотрении некоторых возникающих на базе этой культуры активистских движений. В числе преимуществ важно отметить, что разные средства коммуникации, которые сегодня предлагают веб-технологии, позволяют нашей молодежи гораздо быстрее налаживать связь друг с другом. Кроме того, они дают возможность нам видеть неравнодушных людей, которые все настойчивее и громче заявляют о своих правах.