Нацисты после Второй мировой войны работали на спецслужбы США. Это известный факт. С архивов сняли гриф «секретно» и стало известно: нацистские преступники были плохими агентами.
Клаус Барби был гестаповцем, нацистским преступником, «палачом Лиона». Но лишь десятилетия спустя после войны он предстал перед судом. Скрываться ему удавалось с помощью могущественного союзника: военной контрразведки США. Потом его разыскали в Боливии и выдали Франции. Тогда-то и стало ясно, что он после войны работал на спецслужбы США.
Как минимум 1000 нацистских преступников
После того, как были рассекречены многие архивы в США, исследователи установили, что на американские спецслужбы после войны работали как минимум 1000 бывших нацистов. «Это консервативная оценка, — подчеркивает в интервью DW историк Норман Гоуда, профессор из университета во Флориде. — Оценка основана на детальном изучении архивов. Но на самом деле точных цифр нет».
Дело в том, что ученым были доступны не все материалы, кое-что просто потерялось. Кроме того, 1000 — это только непосредственные сотрудники, неофициальные не учтены. Можно предположить, что нацисты на службе ЦРУ вербовали других нацистов в качестве шпионов — их в списках нет, как нет и пособников нацистов в Венгрии, Румынии или на Украине, которые работали на американские спецслужбы. Так что о цифрах можно спорить, бесспорно другое: нацистские преступники были из рук вон плохими агентами.
Агент списывал донесения из газет
«Мы не установили ни одного случая, когда агенты предвидели решающие события, например, блокаду Берлина или что-то подобное», — констатирует профессор Гоуда. В качестве примера он приводит Вильгельма Хёттла. Австриец работал в СД, а после войны был завербован ЦРУ. «И вот в один прекрасный момент в ЦРУ обнаружили, что все свои донесения шпион просто списывал из газет», — рассказывает профессор Гоуда.
Нацистские преступники после войны стали плохими американскими агентами. Многих из них удавалось перевербовать советским спецслужбам. А вот что удивляет исследователей, так это поразительная неосведомленность спецслужб о прошлом их агентов. Между тем соответствующие документы были доступны или даже находились в руках самих американцев. «Иными словами, проверить биографические данные не составляло никакого труда», — констатирует Норман Гоуда.
Гестаповец водил за нос армейскую контрразведку
В начале 50-х годов прошлого века военная контрразведка США взяла в штат некоего Германа Хёфле. А потом выяснилось, что он был одним из ведущих сотрудников у пресловутого Одило Глобочника, австрийского эсэсовца, на котором лежит ответственность за уничтожение польских евреев.
«Хёфле не был рядовым, никому не известным гестаповцем. Он был важной фигурой в операции по уничтожению более миллиона польских евреев», — свидетельствует профессор Гоуда. А военная контрразведка США завербовала этого преступника для слежки за правыми группировками в Мюнхене. Впоследствии Хёфле был арестован и предстал перед судом в Германии.
Это был разгар холодной войны и разгул маккартизма в США
Но критиковать тогдашнюю деятельность спецслужб США с позиции сегодняшнего дня, без учета ситуации тех лет, было бы слишком просто, считает Миха Брумлик (Micha Brumlik), бывший руководитель франкфуртского института изучения Холокоста. «Нельзя забывать, что в начале 50-х годов в США господствовал маккартизм — истеричный, параноидальный страх перед коммунизмом. В этих условиях спецслужбы и вербовали преступников в надежде отвести новую, как тогда считалось, невероятно острую угрозу», — подчеркивает Миха Брумлик в интервью DW.
Но какие уроки можно извлечь из этого опыта? Тут эксперты сходятся во мнении, что все спецслужбы просто по роду своей деятельности сотрудничают с сомнительными личностями и просто преступниками. «Если какой-то урок и можно извлечь, так это рекомендацию: знай биографию своих агентов и источники, из которых они черпают информацию», — заключает профессор Норман Гоуда.