В то время как продолжающиеся дебаты по поводу значительного присутствия вооруженных сил Соединенных Штатов на территории южной японской провинции Окинавы по-прежнему отражаются в заголовках международной прессы — включая сообщения о борьбе, которую уже в течение нескольких десятилетий ведут местные жители с целью защитить этот регион от небезопасных самолетов, сексуальных посягательств и вымирания морских млекопитающих, — существует еще одна история, которая до последнего времени оставалась нерассказанной. Речь идет об использовании на Окинаве «Эйджент орандж» (Agent Orange) и других химических дефолиантов.
Существует группа людей, члены которой решили нарушить это молчание, — в нее входят работающие в Японии журналисты, преподаватели и активисты экологического движения. Все они занимаются сбором необходимых доказательств и заявляют о том, что во время войны во Вьетнаме токсичные вещества, в том числе «Эйджент орандж», складировались, распылялись, закапывались и выбрасывались на Окинаве и в ее прибрежных водах американскими военными.
Выступая на пресс-конференции в Токио, проведенной 30 октября 2014 года накануне двухдневного симпозиума (1-2 ноября) в Христианском университете Окинавы (Okinawa Christian University) на тему «Эйджент орандж» и политика отравления«, трое его докладчиков кратко рассказали о своих попытках начать разговор об этой истории — и добиться справедливости для тех, кто пострадал от последствий применения дефолиантов.
«Использование “Эйджент орандж” и военных дефолиантов на Окинаве является одним из самых надежно охраняемых секретов времен холодной войны», — отметил главный докладчик на симпозиуме Ион Митчелл (Jon Mitchell), живущий в Токио журналист, который занимается этой темой с 2011 года и который недавно опубликовал в Японии книгу об этой истории и предпринимаемых попытках утаить информацию, имеющую отношение к дефолиантам.
Митчелл сообщил, что главной базой тылового обеспечения во время Вьетнамской войны была Окинава, и именно оттуда поставлялось все, что было необходимо для проведения военных операций, включая — об этом рассказывают бывшие американские военнослужащие, с которыми он проводил интервью — тысячи бочек химических дефолиантов, использовавшихся для того, чтобы лишить неприятельских солдат возможности скрываться во вьетнамских джунглях.
«В то время Окинава представляла собой геополитическую серую зону, которая не была защищена Конституцией Соединенных Штатов или конституцией Японии, и поэтому Пентагон считал, что там он может делать все что угодно», — отметил Митчелл.
Указав на «ужасное воздействие на человека» дефолиантов во Вьетнаме, он сообщил о своем намерении встретиться в ближайшее время с американскими военнослужащими, которые были экспертами по применению диоксинов во Вьетнаме, а также с военным персоналом и гражданскими сотрудниками, работающими на самих военных базах на Окинаве и вокруг нее; и это будет делаться для того, чтобы составить историю использования дефолианта «Эйджент орандж» и других гербицидов на Окинаве.
Митчелл провел беседы с более чем 40 ветеранами, которые, по их словам, подверглись воздействию «Эйджент орандж» и других токсинов, распылявшихся на Окинаве для того, чтобы уничтожить растительность вокруг дорог на военных базах, рядом с взлетно-посадочными полосами и местами расположения радаров. Ветераны той войны также рассказали ему о том, что излишки дефолиантов, оставшиеся после войны, либо закапывались в землю на территории военных баз, либо сбрасывались в море.
В общей сложности 250 американских военнослужащих утверждают, что они подверглись воздействию дефолиантов, в том числе те их них, дети и внуки которых также имеют похожие симптомы, подчеркнул Митчелл.
По мнению Митчелла, в докладе, представленном в прошлом году Пентагоном в ответ на его запрос, содержится вывод о том, что не существует никаких свидетельств присутствия «Эйджент орандж» на Окинаве. И это утверждается министерством, несмотря на имеющиеся фотографии солдат, которые подтверждают рассказанные ими истории, и документы военного ведомства, в том числе сообщение о том, что 25 000 бочек были складированы там в 1970-е годы, опровергающие этот вывод,
По мнению Митчелла, доклад Пентагона оказался бесполезным, поскольку никто из 250 ветеранов, заявивших о воздействии на них дефолианта «Эйджент орандж», не был опрошен, не были проведены исследования окружающей среды и даже никто не посетил Окинаву. «Единственно, что Пентагону удалось доказать, — это наличие у его сотрудников презрительного отношения к военнослужащим, к населению Окинавы, к правительству Японии, которому был передан этот отчет», — сказал Митчелл.
«Американское правительство вот уже более 50 лет продолжает лгать по поводу “Эйджент орандж”, — сказал Митчелл. — Судя по всему, те земли, где были захоронены дефолианты, теперь загрязнены токсинами, и это загрязнение представляет собой очень серьезную угрозу для экономического будущего Окинавы».
Он также отметил, что большое количество дефолиантов было распылено в городе Наго. Некоторые его жители считают, что местные водоросли и морские моллюски серьезно от этого пострадали. Они также указали те места, где Пентагон в начале 1960-х годов проводил испытания биологического оружия. Кроме того, именно в том районе, в заливе Хеноко, Соединенные Штаты намереваются построить базу морского расположения, которая вызывает очень много споров.
«Если американские военные были готовы отравить землю 40 лет назад в Наго, то как мы можем верить их обещаниям сохранить окружающую среду в Хеноко при строительстве этой огромной военной базы?» — спрашивает Митчелл.
«Еще одной причиной отрицания существования “Эйджент орандж”, других загрязняющих веществ и блокирования экологических исследований является желание избежать “пагубных слухов” — и такие же аргументы используется в отношении атомной катастрофы в Фукусиме», — добавил он.
Среди выступавших на пресс-конференции в Токио была также доктор Масами Кавамура (Masami Kawamura), директор Гражданского объединения в поддержку биологического разнообразия на Окинаве. Она стала руководить этим движением в июне 2013 года, настоятельно призывая правительство провести соответствующее расследование и добиваясь освещения средствам массовой информации вопросов, связанных с находящимися на Окинаве дефолиантами. Она начала свою деятельность после того, как во время установки поливальной системы на футбольном поле около авиабазы ВВС Кадена в городе Окинава были обнаружены 26 бочек с логотипом компании Dow Chemical Company — производителя «Эйджент орандж».
По словам Кавамуры, официальная позиция американского правительства состоит в том, что дефолианта «Эйджент орандж» никогда не было на Окинаве. В результате возник иерархический политический дискурс, который ведется в направлении сверху вниз — от правительства в Токио до префектуры Окинавы и до местных муниципалитетов, и каждый более низкий уровень этой схемы слишком напуган для того, чтобы быть в состоянии не согласиться с утверждениями американского правительства.
Поэтому в попытке принизить значение обнаруженных бочек Оборонное управление Окинавы провело лишь поверхностное расследование и продолжает отрицать наличие какого бы то ни было заражения. Его представители, как попугаи, просто повторяют точку зрения японского правительства и говорят об «отсутствии дефолиантов», что, в свою очередь, отражает позицию американского правительства, подчеркивает Кавамура.
Однако проведенная перекрестная альтернативная проверка, на которую не обратили внимания муниципальные сотрудники Окинавы, содержит показания внешних экспертов, которые утверждают, что обнаруженные бочки действительно свидетельствуют о высоком уровне заражения диоксинами — речь идет в том числе об отдельных компонентах «Эйджент орандж», а также о следах других дефолиантов, и все это очень похоже на заражение диоксинами во Вьетнаме, отметила Кавамура.
«Ссылаясь на соотношение компонентов, Оборонное управление Окинавы просто продолжает настаивать на том, что «никаких следов “Эйджент орандж” не существует, однако при проведении анализа не была учтена возможность присутствия на местности других дефолиантов, в том числе таких как Agents Purple и Green and Pink», — сказала Кавамура. «Мы будем продолжать нашу работу, направленную на установление истины», — подчеркнула она.
На пресс-конференции со своими замечаниями выступил также профессор Христианского института Окинавы Дэниел Броуди (Daniel Broudy), организатор симпозиума, проходившего 1 и 2 ноября. По его словам, «корпорации Dow Chemical и Monsanto продолжают отрицать связь между дефолиантами и возникшими заболеваниями». Он также считает, что «участников войны во Вьетнаме лишают возможности высказать свое мнение».
По мнению Броуди, в работе подобного симпозиума должны принимать участие представители тех муниципальных образований, которые ведут такую же борьбу — в том числе, из индийского Бхопала, а не только из вьетнамских населенных пунктов — и их целью должно быть «открытие общественного обсуждения вопросов, связанных с политическими последствиями применения «Эйджент орандж».
В своем послании по электронной почте, направленном после завершения работы симпозиума (всего было 150 участников, которые также посетили зараженное футбольное поле вместе с членами организации «Выживших после применения “Эйджент орандж”» из вьетнамского города Дананга), Ион Митчел отметил: «Приехавшие из Вьетнама люди в течение десятилетий сталкиваются с серьезными проблемами, возникшими в результате применения этих ядов, однако их опыт, за который приходится платить такую высокую цену, поможет жителям Окинавы справиться с заражением своего собственного острова».
«Для жителей Окинавы это крутая кривая приобретения знаний, и этот процесс, к тому же, способен оказать травмирующее воздействие. Однако проведенный симпозиум стал значительным первым шагом в правильном направлении», — добавил он.
По мнению Кавамуры, этот симпозиум «предоставил великолепную возможность для Окинавы установить прямой контакт с людьми, выжившими после применения “Эйджент орандж”, и эти люди вдохновляют жителей Окинавы на продолжение борьбы, а также предоставляют конкретную информацию, необходимую для наших дальнейших действий».
«Мы находимся в самом начале пути, но мы хотели бы продолжить учиться, используя опыт вьетнамцев, особенно в том, что касается заражения дефолиантами и вопросов борьбы с его последствиями. Это очень важный для нас момент», — подчеркнула она.
Кимберли Хьюз — журналист и переводчик, она живет и работает в Токио.