В зимний период гостям из России очень рады в Австрии и Швейцарии. Вовсе не потому, что их бывает очень много — они составляют лишь два процента от общего количества иностранных туристов, посещающих обе альпийские республики. Но именно русские легче многих других расстаются с деньгами.

Как сообщила несколько дней назад российская газета «Ведомости» со ссылкой на исполнительного директора Ассоциации туроператоров России Майю Ломидзе, количество бронируемых россиянами турпутевок за границу сократилось почти наполовину.

Речь при этом идет не о какой-то конкретной стране: эти цифры свидетельствуют об общей ситуации вокруг зимних каникул россиян, которые продлятся две первые недели января.

По словам Ломидзе, в отличие от прошлых лет, в августе и сентябре практически никто не бронировал путевки за границу — лишь сейчас этот процесс понемногу набирает обороты. Но даже если в конце месяца количество броней несколько увеличится, совершенно очевидно, что по результатам всего сезона оно сократится на 25-30%.

Обвал рубля портит отпускное настроение

В этом нет ничего удивительного — ведь с начала этого года курс рубля к евро и доллару упал на 33 с лишним процента. За один лишь прошлый месяц он потерял 14% стоимости по отношению к доллару и 12% по отношению к евро.

В соответствии с этим становятся дороже и заграничные поездки. «Раньше дорого было проводить отпуск в России и относительно дешевле — в Европе», — говорит пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина. «Теперь же отпуск в России стал дорогим, а в Европе — очень дорогим».

Для статистики бронирования играет определенную роль и то, что именно в этом году обанкротилось сразу несколько крупных туроператоров, и многие россияне теперь скептически относятся к раннему бронированию билетов и путевок. К тому же значительно увеличилось число путешественников, которые сами организуют свой отпуск.

Виды горнолыжного курорта "Роза Хутор"


Но даже если количество туристов, ездящих за границу самостоятельно, превысит количество клиентов турфирм, это не отменит последствий обесценивания рубля. Спрос на поездки на российские горнолыжные курорты вырос примерно на треть, говорит Ломидзе. Наиболее популярным направлением стал Сочи, принимавший в этом году зимние Олимпийские игры.

Россияне с трудом привыкают к ограничениям, обусловленным долгосрочной стагнацией национальной экономики. Хотя их расходы на отдых в годы после финансового кризиса несколько сократились по сравнению с «жирными» годами роста цен на нефть (до 2008 года), ...

Рост доходов замедлился


... доходы россиян по-прежнему росли. Однако с недавнего времени они стали резко сокращаться. Боясь дальнейшего обесценивания рубля и растущей инфляции, россияне начали покупать подарки к Рождеству и Новому году раньше обычного.

Вместе с тем экономия, которая русским вообще-то не очень свойственна, стала для них насущной темой. По данным исследования Intelligent Research for Growth (IRG) 49% граждан страны признались в ухудшении собственного финансового положения. С апреля по октябрь доля потребителей, почувствовавших на себе последствия отрицательных тенденций в экономике, выросла на восемь процентов. 69% опрошенных приняли решение ограничить свои расходы.

Сильнее всего пострадал средний класс, то есть та самая прослойка общества, благосостояние которой значительно улучшилось за минувшее десятилетие и доля которой в общем населении страны составляет около 20%.

Это тот самый слой общества, по отношению к которому Кремль настроен наиболее критически, потому что именно его представители три года назад заявили о своих претензиях на то, чтобы играть более важную роль в политической жизни страны. По этой причине благосостояние этих людей не является приоритетом для российского руководства. А уж после начала украинского кризиса Кремль и вовсе опирается на консервативных избирателей из нижних слоев общества, которые вообще никогда не были за границей — будь то по причине недостатка денег или в силу своего отрицательного отношения к Западу.

Но сокращать расходы вынужден не только средний класс. В премиум-сегменте, доступном финансовой элите, спрос также снижается. По данным консалтинговой компании Bain&Co, а также Ассоциации производителей товаров категории люкс Findazione Altagamma, объем российского рынка в этом секторе, который, как бы то ни было, является десятым по величине в мире и пятым в Европе, сократится по итогам этого года на 18% -  до 4,6 миллиарда евро.

Даже в кризисном 2009 году, когда российская экономика «просела» на 7,9%, подобного провала на рынке не наблюдалось. Причиной нынешней ситуации, по утверждениям участников рынка, является даже не недостаток денег. Просто люди теряют оптимизм, на смену которому приходит тревога за собственное будущее.

Путешественники начинают экономить

Это не означает автоматически, что туристы разом перестали тратить деньги. Но русские действительно постепенно начинают экономить, находясь за границей. Так, по данным Международной организации туризма UNWTO, расходы российских туристов в первой половине этого года выросли лишь на четыре процента. Для сравнения: в прошлом году рост за это время составил 25%. В общей же сложности русские потратили в прошлом году за границей 53 миллиарда долларов (42 миллиарда евро), что стало пятым показателем во всем мире. Однако во втором и третьем квартале тенденция к росту расходов оборвалась.

Теперь же многие и вовсе не хотят никуда ехать. По данным IRG, целых 47% россиян планируют в ближайшее время отказаться от загранпоездок.

Среди представителей среднего класса сокращение туристов составляет от 25 до 30%, говорит глава Туристического союза Paznaun-Ischgl Андреас Штайбль (Andreas Steibl). В первую очередь, его прогноз касается января 2015 года: в этот период на россиян в последние годы приходилось до 60% от общего количества гостей. У представителей австрийской туриндустрии это вызывает большую озабоченность.

Кстати, Штайбль винит в этом не только обвал курса рубля. По его словам, из-за западных санкций многие русские считают, что им не рады на Западе. «Это подпитывает их патриотизм, и Путин это понял», — говорит Штайбль относительно растущего числа россиян, предпочитающих отдыхать на родине.