Поступок оперной певицы Анны Нетребко, выписавшей благотворительный чек Донецкому оперному театру и сфотографировавшейся вместе с одним из лидеров восточно-украинских сепаратистов с флагом непризнанной Новороссии в руках, вызвал большой резонанс в Европе. В Австрии, гражданство которой Анне по ее просьбе было предоставлено в 2006 году с большой помпой, ее дуэт с Олегом Царевым воспринят многими как безвкусный политический фарс.
Напомню, что несколько дней назад в Петербурге всемирно известная российская оперная певица Анна Нетребко передала сертификат на миллион рублей, который она пожертвовала Донецкому национальному академическому театру оперы и балета им. А.Б. Соловьяненко. Сертификат из рук певицы принимал на фоне флага так называемой Новороссии «председатель парламента» этого самопровозглашенного образования Олег Царев.
Представитель МИД Австрии сказал в интервью австрийской общественной телерадиокомпанией ORF: «В любом случае это политическое заявление. Дать сфотографировать себя с восточно-украинским сепаратистом и его флагом — это совершенно проблематично. Ясно, что такие фото немедленно будут использованы в пропагандистских целях». В австрийской прессе повторены опубликованные в социальных сетях требования о возврате Анной австрийского паспорта. Газеты Kronen Zeitung и Der Standart цитируют возмущенных авторов, написавших в фейсбуке на странице Анны Нетребко: «Позор тебе, Анна!», «Отправляйся тогда уже в район военных действий!» И это еще наиболее спокойные комментарии. В комментариях звучит возмущение и негодование, а также (прежде всего со стороны украинских почитателей таланта Нетребко) глубокое разочарование поступком певицы. Есть в отзывах и призывы к бойкоту концертов и спектаклей с участием Нетребко. Большинство все же сходятся на умеренной рекомендации: «Оставайся лучше просто певицей!» Австрийская газета Wirtschaftsblatt напоминает также и о том, что гражданство Австрии было предоставлено Анне, несмотря на ее давно известную приверженность Владимиру Путину. Цитируется фраза Нетребко у Путине: «Ему нет альтернативы!»
Авиакомпания «Австрийские авиалинии», чьим рекламным лицом несколько месяцев была Нетребко, заявила, что рекламный контракт с оперной дивой истек в ноябре и продлевать его не планируется. Скорее всего, это не связано с акцией Анны Нетребко, но рекламный ролик с ее участием был сразу же после сообщения о позировании на фоне флага Новороссии убран из интернета, а в YouTube он был переименован в частное видео.
По современным правилам создания и поддержания популярности звезд скандалы признаются необходимым элементом. Будет ли способствовать нынешний скандал дальнейшей популярности Нетребко? На этот вопрос отвечает оперный критик Уве Фридрих:
— Пока Анна вызвала своим поступком, прежде всего, непонимание, и в том, что эта история будет способствовать ее популярности, я сомневаюсь. В дальнейшем этот политический спектакль в Петербурге будет пятном на ее репутации, так как известным артистам их агенты и импресарио советуют политически поменьше, как здесь говорят, «вываливаться из окна». Анне будет напомнено о том, что она, помимо российского, имеет и австрийское гражданство и что для австрийцев ее поступок — шокирующий. Конечно, в донецком театре погибли декорации и костюмы, и, конечно же, хорошо, что Анна Нетребко помогает коллегам, помогает искусству. Но сделать это можно было, так сказать, в тишине, если человек действительно не хочет никакого политического месседжа. Это сегодня уже никак не достаточно — просто заявлять, что политическая сторона меня, мол, вообще не интересует. Так поступали многие деятели культуры во времена Третьего рейха. Они говорили: «Я пел своего Вагнера, своего Верди, я играл своего Бетховена, и все, что происходило вокруг меня, я по-настоящему и не видел, и не воспринимал». Делать подобные заявления в наше время не годится, это больше не проходит.
Анна Нетребко — хорошая певица, из которой как раз именно западный оперный мир и сделал так называемую диву, поскольку ее тип соответствует представлениям западных мужчин об экзотической женской красоте. Звание дивы обеспечивает рекордные гонорары, как пишут в прессе, на уровне 50 тысяч евро за спектакль. Я видел Нетребко во многих спектаклях, и у меня сложилось впечатление, что она на самом деле внутренне холодна, и миф о силе ее сценического воздействия — это миф, раздутый журналистами. Поэтому не очень верится в ее сценические влюбленности в оперных постановках.
То, что поступок Нетребко может ей повредить, видимо, успели быстро объяснить опекающие ее концертные агенты. Возможно, поэтому в ответ на лавину обвинений и непонимания Нетребко написала на своей странице в Facebook: «Царев был представлен мне как единственный человек, который может обеспечить безопасную доставку средств театру в Донецке. Присутствие флага было не запланировано, и я оказалась не готова».
В среде музыкального театра традиционно принято вышучивать пустоты в головах певцов, которые-де работают, как резонаторы. Анна при передаче своего чека действительно наговорила много глупостей. Олег Царев рассказал «Русской службе новостей», что план мероприятия, на котором он вручил оперной певице флаг самопровозглашенной страны, согласовывался в течение двух недель: «Договорились о том, что обмениваемся флагами: мне вручат флаг Рериха, я вручу флаг Новороссии, и мы получим деньги».
Кроме всего, обозревателей удивляет и неосведомленность Анны Нетребко в состоянии дел в театре, которому она захотела помочь, а также в том, на что именно пойдут ее деньги. Анна говорила на презентации своего благотворительного акта: «У меня в Донецке есть товарищи, молодые музыканты. Они рассказали, что театр частично разрушен, в театре холодно, но они все равно выходят на сцену. Я решила помочь, как могу, ведь искусство всегда поддерживает людей в любых ситуациях. А помощь особенно необходима там, где разрушается культура. Я поддерживаю только искусство и думаю, что война должна прекратиться как можно скорее».
На сайте театра и на сайте «Донецкой народной республики» можно прочитать, а в видеорепортажах из Донецка увидеть, что само здание театра находится в полном порядке, а от попадания снаряда поврежден склад с декорациями, находящийся от самого театра на значительном удалении. На что пойдут деньги? На этот счет многие западные журналисты просто фантазируют. Пишут, мол, на то, чтобы заплатить зарплату актерам и восстановить сгоревшие декорации. Но дойдут ли деньги до театра вообще?