После того как президент России назвал интернет «проектом ЦРУ», это, вероятнее всего, стало лишь вопросом времени: вечером 11 декабря компания Google подтвердила, что она переводит свои инженерно-технические службы за пределы России. Как говорится на сайте The Information, где появилась эта новость, 50 инженеров компании, проживающих в основном в Москве, должны будут решить, хотят ли они уйти из Google или переехать в другие страны. Между тем, Google планирует сохранить в России свои маркетинговые службы и службы продаж. Компания также подчеркнула, что она не намерена закрывать свои сервисы в России: напротив, ее источники сообщили представителям западной и российской прессы, что в следующем году Google планирует увеличить объем инвестиций в Россию.
Наиболее очевидная причина такого решения компании заключается в новом российском законе — первоначально планировалось, что он вступит в силу в 2016 году, однако недавно эти сроки были перенесены на 1 января 2015 года — согласно которому все личные данные российских пользователей должны храниться на российских серверах. По слухам, у компании Google нет серверов на территории России (мы попросили представителей компании подтвердить эту информацию), поэтому 1 января, уже менее чем через три недели, компания может оказаться в статусе нарушителя закона — и вскоре после этого ее сервисы будут заблокированы. Возможно, руководство компании полагает, что ей стоит перевести большую часть своих инженеров за пределы страны, чтобы ее русскоязычные сервисы смогли продолжить работу — хотя бы для того, чтобы ими смогли воспользоваться русскоязычные пользователи, живущие за пределами России.
Или, возможно, компания надеется на некое перемирие с властями и просто принимает меры предосторожности. Российская газета «Ведомости» цитирует «источник, знакомый с менеджерами Google», который утверждает, что этот шаг «не связан с каким-то определенным принятым в стране законом. Это происходит из-за общей ситуации, сложившейся в стране, в том числе и из-за всех принятых в области интернета законов и в целом из-за похолодания российско-американских отношений». Как пишет автор статьи, инженеры могут работать откуда угодно, тогда как маркетинг и продажи требуют присутствия специалистов именно на территории России. Сокращая свое присутствие, компания Google, возможно, пытается минимизировать потери на тот случай, если ей придется совсем уйти из России, будь то из-за санкций Запада или новых российских законов.
Google не первая западная техническая компания, которая пошла на такой шаг. В сентябре свои офисы закрыла компания Adobe Systems — по слухам, это решение было также обусловлено причинами, связанными с санкциями и изменениями в российском законодательстве — однако она продолжит продавать свою продукцию онлайн. Учитывая негативные последствия санкций, а также падение цен на нефть, подрывающие российскую экономику — на этой неделе Центробанку России пришлось пятый раз за год поднять процентные ставки, и положение Кремля продолжает ухудшаться. За последние несколько лет в России была принята серия законов, активизирующих слежку в интернете и притесняющих социальные сети и блогеров. В сентябре государственный регулятор в сфере телекоммуникаций сообщил компаниям Google, Facebook и Twitter, что к концу года они обязаны зарегистрироваться в качестве «организаторов распространения информации» и выполнить все требования к хранению информации.
Все это, вероятнее всего, приведет к тому, что примеру Adobe и Google скоро могут последовать и другие компании. Если это произойдет, это положительно скажется на многих российских предпринимателях в сфере интернета. Между тем, одним из тех, кого уход Google может огорчить, является глава Yandex, главного конкурента Google в России. На этой неделе, за день до публикации новостей об уходе Google, он дал интервью газете «Ведомости». В нем он пожаловался на уловки, которыми, по его словам, пользовался Google, чтобы отвоевать свою долю рынка, но при этом добавил: «Мы всегда выступали за честную конкуренцию. Если не будет Google, никого не заставишь работать. А если не будет качества, то никакие другие рынки нам не светят. А мы хотим быть мировой компанией».