В определенных уголках лагеря консерваторов было модно изображать президента России Владимира Путина как искусного стратега, которому удалось переиграть Барака Обаму во всех смыслах.
Такая точка зрения достигла зенита в этом году, после аннексии Крыма и начала вооруженного вторжения России на территорию Украины. Ее эпицентром стал лагерь Митта Ромни (Mitt Romney), где эти события интерпретировались как доказательство правоты Ромни, который в ходе своей предвыборной кампании назвал Россию угрозой номер один для США, раскритиковав Обаму за наивность.
Однако в последнее время эти голоса раздаются все реже, и на то есть веские причины. Действия Путина на Украине обернулись абсолютной дипломатической и экономической катастрофой. А если говорить о ситуации внутри страны, Путин может очень скоро лишиться своих позиций.
Эксперт по России Андерс Аслунд (Anders Aslund) недавно выступил с неутешительной оценкой состояния российской экономики. Он признает, что его точка зрения является более пессимистичной, чем точки зрения многих экспертов, но не намного. Не вызывает сомнений одно: прежде чем все наладится, мы станем свидетелями серьезного ухудшения ситуации.
По мнению Аслунда, России был нанесен «тройной удар». Во-первых, речь идет об ужасной внутренней политике, сочетающей в себя протекционизм и клановый капитализм: клептократия Путина процветает. Во-вторых, санкции Запада, введенные после вмешательства России в дела Украины, причиняют серьезный ущерб российской экономике: внешний долг России нельзя рефинансировать, а правительственные резервы, которые были переоценены, по крайней мере, на 100%, стремительно тают.
Все это делает Россию неспособной справиться с ударом номер три, а именно с резким падением цен на нефть. Траектория падения курса рубля повторяет траекторию падения цены на нефть, поэтому в некоторых смыслах падение цены нейтрально по отношению к российской экономике. Но лишь в некоторых. Аслунд пишет: «Главные проблемы — это снижение темпов экономического роста и уровня жизни». По его мнению, низкий курс рубля в сочетании с политикой протекционизма подстегнут инфляцию, которая уже составляет 8,5%. Эти тенденции приведут к бегству капитала.
Аслунд пишет, что, если в начале года эксперты прогнозировали рост российской экономики на уровне 2,5%, то сейчас речь идет о нулевом росте. А учитывая высокую вероятность того, что три вышеперечисленных фактора наберут мощь в 2015 году, «снижение объемов российской экономики на 1% в следующем году выглядит весьма оптимистичным прогнозом».
Путин из последних сил пытается контролировать ситуацию. На прошлой неделе он выступил с обращением к Федеральному собранию, которое издание Economist назвало «мессианским и оборонительным» и в котором президент обвинил во всех бедах России зависть и враждебность США. Однако проблемы России слишком очевидны, чтобы их можно было утаить от простых россиян, которые наблюдают за резким падением уровня жизни и уже успели устать от войны.
Доверие к российскому правительству, которое никогда не было особенно сильным, стремительно слабеет. Если экономический спад не остановить, Путину придется действовать — одним из выходов может стать уход с территории Украины, который, скорее всего, повлечет за собой отмену санкций. И такая точка зрения далеко не наивна.