Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

«Интерстеллар»: идентичность в современном обществе

© Paramount Pictures (2014)Кадр из фильма «Интерстеллар»
Кадр из фильма «Интерстеллар»
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Сейчас в кинотеатрах идет новый фильм Кристофера Нолана «Интерстеллар». Концепция времени, измерения, гравитации, кротовой норы является важной частью этого фильма. Если вы поняли фильм Стенли Кубрика «2001 год: Космическая одиссея» (1968), который вдохновил Нолана на создание «Интерстеллара», то понять его работу вам не составит большого труда.

Сейчас в кинотеатрах идет новый фильм Кристофера Нолана «Интерстеллар». Для режиссера характерен собственный стиль, он также известен благодаря перезапуску Бэтмена. Главный герой «Интерселлара» отправляется в космос с целью исследования звезд, пригодных для переселения человечества, которое оказалось на грани вымирания из-за нехватки еды.

Глубокомысленная история исследования внутреннего космоса человека

Тем не менее произведение, название которого означает «межзвездный», не похоже на сюжет фильма «Когда сталкиваются миры» (1951), повествующего о постройке своего рода Ноева ковчега для избранных, которые могут спастись, перелетев на другую планету. Оно также не имеет ничего общего с героической историей «Армагеддона» (1998). Это глубокое произведение, в котором исследуются глубины внутреннего космоса человека во время межзвездного путешествия. 

Концепция времени, измерения, гравитации, кротовой норы является важной частью этого фильма.

Если находиться в трехмерном пространстве, то время течет медленно. Рост гравитации ускоряет время. Картина красноречиво рассказывает об удлинениях и сжатиях времени, которые нельзя ощутить в реальной жизни.



Кротовая нора — это временной тоннель, пройдя по которому можно оказаться в другом времени и месте.

В 80-е годы в США был популярен сериал «Космос», ведущим которого был астрофизик Карл Саган (Carl Sagan). Он написал роман, который лег в основу фильма «Контакт» (1997). В этом фильме героиня Джоди Фостер (Jodie Foster) вступает в контакт с внеземной цивилизацией. Она отправляется на звезду, расположенную на расстоянии 26 световых лет, через кротовую нору. Во время создания фильма Саган обратился к своему другу астрофизику Кипу Торну (Kip Thorne), который предложил использовать кротовые норы для перемещения в пространстве. Торн стал исполнительным продюсером «Интерстеллара», в котором правит общая теория относительности.

После этого начались исследования возможности путешествий во времени через кротовые норы, и в 1988 году был опубликован доклад, в котором говорилось о возможности путешествия в прошлое. Этот доклад потряс весь мир.

Кристофер Нолан впервые снял кино о космосе, однако ранее он демонстрировал свой собственный взгляд на внутренний космос человека. Его фильм «Начало» (2010) заставляет задуматься о грани между реальностью и сном.

«Идея распространяется как вирус. Заразиться ей легко, а избавиться непросто», — говорит герой Леонардо ДиКаприо (Leonardo DiCaprio), который зарабатывает на жизнь удалением и прививанием новых идей во сне. Эта картина рассказывает о существовании многослойного подсознания. В зависимости от слоя меняется ход времени, что напоминает о сокращении и удлинении времени в реальном мире.

Появление фильмов, заставляющих задуматься об идентичности

Пока нельзя удалить что-то во сне, но можно сказать, что в киберпространстве это стало полностью возможным.

Поскольку усиливается тенденция к тому, что устройства памяти и облачные сервисы все чаще заменяют мозг, очень легко извлечь или переписать незащищенные человеческие идеи.

Вирус распространяется через спам и ведет к ложному сайту, что позволяет украсть учетную запись пользователя.

Человек — это стадное животное, которое определяет свою идентичность благодаря контактам с другими людьми. Поэтому если полностью похитить личные данные, которые несут социальный смысл, будет сложно доказать существование оригинала.

Возможно, это потому, что мы живем в такое время. Во второй половине этого года появилось много произведений, которые заставляют задуматься об идентичности.

В романе «Двойник» нобелевского лауреата Жозе Сарамаго учитель истории по совету коллеги берет в прокате видеокассету с комедией и обнаруживает, что исполнитель одной из эпизодических ролей, даже не упомянутый в титрах, похож на него как две капли воды.

Они встречаются, и обнаруживается, что у них прямо противоположные характеры. Факт существования двух одинаковых людей вызывает страх.

Фильм «Двойник», который снят по мотивам одноименной повести Федора Достоевского, рассказывает о скромном работяге Саймоне, которого не замечают на работе. Неожиданно в конторе появляется его двойник, который к ужасу Саймона начинает постепенно забирать его жизнь.

Кино и литература указывают на двойственность человеческой натуры. Это может быть простая копия или альтер-эго, а может быть призрак-двойник. Борьба за власть двух характеров или проявление подсознательных желаний.

Возможны ли путешествия во времени?

В интервью журналу «Ньютон» Кип Торн говорит о том, что после опубликования доклада в 1988 году он провел также исследования в области квантовой теории, после чего стал сомневаться в возможности путешествия в прошлое, поскольку такая машина времени может самоуничтожиться. Тем не менее это не значит, что такие путешествия невозможны. По словам Торна, он ожидает того, что будет открыт закон квантовой гравитации. Кроме того, некоторые ученые указывают на другие способы.

Когда говорят о путешествии в прошлое, прежде всего указывают на правило, которое гласит, что прошлое не изменить. Часто в пример приводится «Парадокс убитого дедушки».

Парадокс заключается в следующем: предположим, что человек с помощью машины времени отправился назад в прошлое и убил своего биологического деда до того, как последний встретил бабушку путешественника. В результате один из родителей путешественника (и, как следствие, сам путешественник) никогда бы не был рождён. Это означает, что он в конечном итоге не мог бы путешествовать во времени, что, в свою очередь, означает, что его дед остался бы жив и путешественник был бы рождён, а это позволило ему путешествовать во времени и убить своего дедушку.

Закон причинности ограничивает свободное мышление. Ответ может заключаться в существовании параллельного мира, а значит и другой истории.

Также возникает вопрос: если путешествия в прошлое возможны, почему никто не появляется из будущего? На это отвечают, что машина времени не может отправить тебя во время, когда такая машина еще не была изобретена.

Есть люди, которые считают приведения, НЛО или призраков путешественниками во времени.

В этот раз я представил фильмы, которые вызвали споры вокруг трактовки концовки. Сейчас активно обсуждают «Интерстеллар». В этом кино главными ключами к разгадке являются не только Вселенная, но и внутренний космос, а также время.

Кстати, фильм «2001 год: Космическая одиссея» (1968), который вдохновил Нолана на создание «Интерстеллара», также горячо обсуждали. Если вы поняли фильм Стенли Кубрика (Stanley Kubrick), то понять работу Нолана вам не составит большого труда.