Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Ливия пошла по пути «сомализации»: несостоявшееся государство разваливается на части под давлением конкурирующих вооруженных групп. Страна стала жертвой множества этнических и племенных конфликтов, которые обостряются конкуренцией за контроль над углеводородными ресурсами. Сегодня эта страна представляет собой угрозу не только для Магриба, но и для Европы.

Ливия погрузилась в политический кризис и оказалась в дипломатической изоляции, превратившись в убежище для самых разных радикальных исламистских групп. Сегодня эта страна представляет собой угрозу не только для Магриба, но и для Европы. 

Atlantico: Свержение старого режима в Ливии ознаменовало собой начало новой, чрезвычайно нестабильной эпохи во внутриполитическом плане. Действительно ли эта страна сегодня превратилась в реальную угрозу для Европы?

Фабрис Баланш: Ливия пошла по пути «сомализации»: несостоявшееся государство разваливается на части под давлением конкурирующих вооруженных групп. Страна стала жертвой множества этнических и племенных конфликтов, которые обостряются конкуренцией за контроль над углеводородными ресурсами.

И словно этого было мало для кризиса в столь неустойчивой стране, она превратилась в убежище для радикальных исламистских движений, которые пользуются развалом государства и внутренними конфликтами, чтобы укрепить собственные позиции. В Ливии имеются все необходимые факторы для утверждения подобного рода групп: доступность тяжелого оружия, политический раскол, слабость регулярной армии, сепаратистские настроения на периферии, отсутствие легитимной государственной власти, отсутствие гарантий безопасности населения, присутствие исторических деятелей радикального исламизма. Появившееся после свержения Каддафи ливийское руководство оказалось не в состоянии удержать под контролем территорию страны.

В связи со своим стратегическим географическим положением между Магрибом и Ближним Востоком, Средиземным морем и Сахелем Ливия играет важную роль для любых военных и террористических операций. До настоящего времени действия исламистов были направлены в сторону Сахеля, Алжира и Туниса, а также Сирии и Ирака, потому что Ливия служит тренировочным лагерем для магрибских радикалов, которые стремятся поехать сражаться в Сирию. Именно через Ливию сирийским оппозиционерам пошли первые поставки оружия на деньги Катара. Европу все это пока что напрямую не затронуло, если не считать дипломатические представительства в Ливии. Пока что цель находящихся на территории страны и по всему Ближнему Востоку радикальных движения заключается в формировании мощных опорных баз, а не нанесении ударов по Западу, как это было 11 сентября 2001 года. Тем не менее, мы не застрахованы от терактов, которые могут совершить прошедшие подготовку в Ливии радикалы.  

– Комиссар Африканского союза по вопросам мира Смаил Шерги заявил, что французское вмешательство в Мали вовсе не ликвидировало террористические группы, а лишь рассредоточило их. Какова вероятность того, что они соберутся в Ливии? И раз эта страна находится всего в 250 километрах от французских границ, может ли она стать платформой для ударов в Европе?

– Присутствие исламистских групп в Ливии не стало следствием операции «Сервал» в Мали. Они отправились туда при первых признаках ослабления режима Каддафи в 2011 году. Операция «Сервал», в свою очередь, не решила проблему, а лишь сместила ее, потому что исламисты чрезвычайно подвижны и плевать хотели на границы. Они являются источником постоянной угрозы для таких хрупких государств как Мали, Нигер, Чад или Буркина-Фасо. Не застрахована от этого даже богатая Нигерия, потому что движение «Боко харам» входит в число радикальных исламистских групп.   

– После возникновения террористической угрозы на авиарейсах Марокко, Тунис и Алжир приняли дополнительные меры контроля в своих воздушных пространствах и, в частности, разместили ракеты «земля-воздух» у границ и больших городов. На другом берегу Средиземного моря подобных шагов сделано не было. Так, что может защитить нас от таких терактов?


– В случае проникновения неопознанного самолета в наше воздушное пространство французская авиация немедленно поднимется в воздух, потому что она находится на дежурстве 24 часа в сутки, как и в любой другой стране НАТО. Ливия расположена в 1000 километров от побережья Франции, что создает для нас естественную защиту.  К Италии это относится в меньшей степени. Что касается стран Магриба, близость к Ливии и слабость систем ПВО вынуждают их установить у границ ракеты «земля-воздух».  

– Исламисты могли бы, например, отключить транспондеры этих самолетов так, чтобы их путь невозможно было бы отследить на радаре. Кроме того, катастрофа на востоке Украины показала, что техника, которая необходима для того, чтобы сбить летящий на большой высоте самолет, имеется далеко не у всех. Можно ли с учетом всего этого выделить какие-либо зоны риска в Европе? Если да, то какие?


– В Европе существует множество уязвимых зон для осуществления подобной атаки: атомные электростанции, перерабатывающие заводы и густонаселенные городские центры. Однако главная угроза исходит не от захвата самолетов, а использования ПЗРК: такие портативные ракеты земля-воздух легко помещаются в багажнике автомобиля. С их помощью можно сбить гражданский лайнер во время взлета или захода на посадку. Они не на шутку пугают пилотов и силы гражданской обороны в Европе. В 2011 году из арсеналов Каддафи бесследно исчезло коло полусотни ПЗРК.  

– По данным европейской пограничной службы, число беженцев из Ливии увеличилось в пять раз. Есть ли у нас достаточно средств, чтобы не дать Ливии превратиться центр тренировочных лагерей исламистов, подобно Ираку и Сирии?


– Отсутствие государства способствует транзиту нелегальных мигрантов через Ливию. Вооруженные отряды, которым власть поручила держать под контролем южные границы, сами налаживают прибыльную контрабанду людей. Она является источником финансирования исламистских групп наравне с контрабандой оружия, наркотиков и прочих товаров. Полученные средства идут на содержание тренировочных лагерей, и желающие принять участие в джихаде стекаются туда со всего мусульманского мира и Европы. Как справиться с подобной угрозой? Прежде всего, нужно усилить существующие меры безопасности и отказаться от любого потворства радикальному исламизму, даже если его финансируют наши друзья и союзники из Персидского залива. В долгосрочной перспективе стоит воздержаться от новых военных авантюр против таких авторитарных режимов, потому что их свержение только порождает хаос.

Фабрис Баланш (Fabrice Balanche) – преподаватель Университета Лион-2, специалист по Средиземноморью и Ближнему Востоку.