Блицкриг — молниеносная война, забуксовавшая в русской зиме. Огромная армия, буквально умиравшая с голоду. Река, ставшая символом поражения. Речь не идёт о нападении Гитлера на Советский Союз в 1941 году. Речь не идёт о Сталинградской битве на Волге. Речь идёт о войне Наполеона против русского царя Александра I в 1812 году. Несмотря на абсолютно разные причины, обе военные кампании завершились катастрофой, которая глубоко занозой сидела в воспоминаниях участников этих войн.
Немецко-французский телеканал об искусстве и культуре «Arte» покажет фильм «Наполеон Бонапарт: Поход на Россию», в котором с французской точки зрения рассматривается гибель Grande Armée — Великой армии. Режиссёр Фабрис Урлье (Fabrice Hourlier) предлагает вниманию зрителей очень интересную «смесь» из игровых сцен, компьютерной анимации и комментариев экспертов из многих стран. Для немецкого зрителя фильм станет удивительным déjà-vu. Многие кадры несут в себе тот же подтекст и идеи, что были на войне, развязанной Третьим Рейхом через сто двадцать девять лет.
Фабрис Урлье делает акцент на двух реках — на Москва-реке, до которой в 1812 дошёл Наполеон, в отличие от Гитлера в 1941 году, и на реке Березине, на берегах которой разыгрался решающий эпизод апокалиптического отступления французской армии. Впрочем, переход через реку, описанный во всех деталях, демонстрирует, насколько разными были последствия от этих двух походов.
Проще говоря, причины двух военных кампаний были очень разными. Гитлер развязал идеологически мотивированную войну на истребление, итогом которой должны были стать ликвидация большевизма и уничтожение евреев. В случае с императором Франции речь шла об ограниченной задаче: Наполеон хотел заставить своего старого партнёра Александра I снова вступить в многолетний союз, из которого российский царь вышел, сняв с Великобритании континентальную блокаду и открыв российские гавани для английских кораблей.
Через два месяца война подойдёт к концу
Эта война не планировалась как продолжительная, Наполеон лишь делал вид, что готовится к большому нападению. Он вынужден был отвечать на решение царя угрожающим жестом с помощью выдвижения Великой армии к границам Российской империи. Император Франции надеялся на то, что его демонстрация силы склонит царя занять примирительную позицию. На письмо Наполеона ответа из Санкт-Петербурга так и не было, хотя он ждал несколько недель. Тогда, скрепя сердцем, император Франции отдал приказ о наступлении.
Своим солдатам Наполеон объяснял, что «их цель — покончить с „пагубным“ пятнадцатилетним влиянием Российской империи в европейских делах». Чтобы добиться этого, нужно вести войну — и уже «не позднее, чем через два месяца Александр будет просить о мире».
Всё то, что казалось шестистам тысячам солдат Великой армии на пути в Москву важным с точки зрения человечества и цивилизации, очень быстро забылось. Своим генералам Александр приказывает избегать боёв против превосходящего по численности противника и использовать тактику «выжженной земли».
Крайне сложно было осуществлять пополнение и фуражирование солдат, участвующих в растянувшемся на сотни километров военном походе, поэтому с каждым последующим километром Великая армия все больше страдала от дезертирства, болезней и голода. Кроме того французские солдаты стали грабить всех и все, что русские оставили после себя. Озлобленность выливалась в резню.
Когда в сентябре Наполеон вошёл в Москву, его армии насчитывала лишь чуть более ста тысяч боеспособных солдат. Москва горела. Две трети города лежало в мусоре и пепле. Режиссёр фильма не оставляет сомнений в том, что российские власти специально подожгли город. Между тем российский царь отказывался от капитуляции.
Сыграла свою роль и перемена в общественном мнении. Сначала неудержимый марш французской армии по России интерпретировался как неспособность российского правительства обеспечить защиту страны, но пожар в Москве поставил на французах клеймо варваров. В одночасье царь стал великим военачальником. Казаки и крестьяне составили сильное партизанское движение, угрожавшее «слабым» наполеоновским путям снабжения.
Наполеон всегда видел в себе победителя. Он позволял своим войскам заниматься мародёрством в руинах города, сколько душе угодно. Как и впоследствии Гитлер, Наполеон отгонял от себя мысли об отступлении. 19-го октября впервые он был вынужден отдать приказ о «тактическом отступлении». Опасения о возможном заговоре в Париже заставило его отдать данный приказ в приближении зимы. Французы были вынуждены «в муках» возвращаться во Францию той же дорогой, по которой они пришли в Россию, так как русские армии и партизаны перекрыли все другие пути.
И этот путь лежал через опустошенную территорию. Полагаясь на молниеносную войну (как и Гитлер со своими генералами), Наполеон отказался от всего зимнего обмундирования. В Москве также заполучить его не удалось. Но солдаты тащили с собой украденные предметы роскоши, которые вскоре они вынуждены были выбросить, лишь бы идти вперёд. За армией шли десятки тысяч отставших солдат и гражданских лиц — ремесленники, слуги, маркитантки, возлюбленные и коллаборационисты.
Один из выживших французов рассказывал: «Этот военный поход был настолько ужасен, что не просто изменил нашу собственную человеческую натуру, но и взрастил в нас порок, который нам до того времени был неизвестен». Без преувеличения можно сказать, что война 1812 года приняла те формы, которые историки приписывают, в первую очередь, гитлеровской войне на уничтожение. И обстоятельства были столь ужасны, что превратили солдат Великой армии в «диких зверей»: пленных убивали, гражданских уничтожали или лишали средств к существованию. Целые деревни «перерабатывали на дрова». Истощенных, ослабленных и замерзавших в 30-градусные морозы, но ещё живых солдат, сослуживцы посильнее лишали одежды и еды. Свирепствовали опасные болезни и каннибализм. А в боях с партизанами не приходилось ждать пощады.
Русский фельдмаршал Михаил Кутузов хотел уничтожить Наполеона на реке Березина. Три армии гнали французов к замёрзшей реке. Единственный мост сгорел. Но Наполеон смог сохранить хладнокровие. Он притворился, будто уже начал строить переправу через реку. Ночью он подошел к тому месту у реки, где ее можно было перейти вброд. Затем всего за несколько часов его инженеры поставили два моста из подручных средств.
Двумя своими бесчеловечными приказами Наполеон спас «ядро» французских сухопутных войск. Только не понёсшим значительных потерь подразделениям было разрешено перейти по мостам. А затем произошло следующее. Должно быть, перешедшие на другую сторону солдаты Наполеона подожгли мосты для того, чтобы преградить путь войскам российского царя. Но это означало, что десять — пятнадцать тысяч отставших французов, сгрудившихся на восточном берегу реки, были преданы смерти от холода, голода и шашек казаков.
Режиссёр фильма приходит к выводу, что те, кто пришёл в Россию, чтобы принести свет цивилизации, были лишь её тенью. Лишь один раз гений Наполеона смог овладеть ситуацией. Из его армии в шестьсот тысяч человек домой во Францию вернулось сорок тысяч человек. Но речь идёт об офицерах и гвардии, которые в 1813 году могли сформировать новую Великую Армию. Потери российской стороны были примерно такими же.
Как показывают свидетельства, переход через Березину отложился в сознании немцев (представлявших боевое ядро Великой Армии) во время битвы за Сталинград в 1942 году. Тогда река превратилась в зловещее предзнаменование катастрофы, которую при любых условиях нужно было избежать. Вместо того, чтобы решиться на выход из окружения, фронтовые офицеры «цеплялись» за обещания, шедшие из главной ставки, что скоро будет снята блокада и что боеприпасы и пропитание уже на пути к Сталинграду. Таким образом они стали жертвами гитлеровского радикального желания уничтожить большевизм. Именно этим Гитлер в корне отличается от императора Франции.