Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Бойня в Угерском Броде: меметическая инфекция добралась и до нас

© Фото : Fotolia, Marty Haas Убийца
Убийца
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Стрельба по невинным людям — это мем, будь то атака без какой-либо причины, как в случае американских студентов, или же нападение под предлогом какой-то странной нетерпимости, как в случае Андерса Брейвика. Так или иначе, появляется мем массового убийства, который распространяется, превращаясь в моду. Практически невозможно помешать тому, чтобы убийство не послужило «примером» для других.

Вопрос был не в том, да или нет, а когда и где в Чехии случится нечто подобное тому, что произошло сегодня в Угерском Броде. Стрельба по людям превратилась в меметическую инфекцию, которая наконец добралась из Америки и к нам (Меме́тика рассматривает идеи как единицы культурной информации, распространяемые между людьми посредством имитации, научения и др. — прим. ред.). Я боюсь, что бойня в Броде была не последней...

Последние 20 лет я каждый раз, когда где-то в США (а также в Германии, Израиле или Скандинавии) какой-нибудь безумец начинал стрелять по людям, убивая совершенно ни в чем не повинных людей, спрашивал себя о том, когда нечто подобное произойдет и у нас. Когда меметическая инфекция стрельбы доберется до Чешской Республики?

Если кто-то хочет подробнее ознакомиться с этой концепцией, то я рекомендую книгу «Теория мемов», где вы найдете все подробности. Но для целей этой статьи будет достаточно, если слово «мем» я объясню как идею, отношение, жест или, возможно, некое конкретное действие, которое обнаруживает тенденцию перениматься остальными. Когда идет перенимание и распространение, мы говорим о меметической инфекции — или просто о моде.

Стрельба по невинным людям — это мем, будь то стрельба без какой-либо причины (как это бывает в случае американских студентов) или же стрельба под предлогом какой-то странной нетерпимости (как в случае израильского ультраправого Баруха Гольдштейна, который 20 лет назад расстрелял в Пещере Патриархов во время молитвы 29 мусульман, или как в случае Андерса Брейвика в Норвегии). Так или иначе, появляется мем массового убийства, который распространяется, превращаясь в моду.

Если кому-то теория мемов кажется притянутой за уши, советую вспомнить классику. Синдром Вертера — самый старый из известных вредоносных меметических инфекций нашей цивилизации. После того, как в 1774 году был опубликован роман Гете «Страдания молодого Вертера», молодые мужчины из лучших семей, которые отождествляли себя с главным героем, начали массово совершать самоубийства по примеру героя Вертера. Самоубийство просто вошло в моду.

Подобной меметической инфекцией, модой, является и стрельба по толпе. Это началось в традиционно напичканной оружием Америке, но в последние годы пальба по невинным случается и в Европе. Известны случаи от немецких школьников вплоть до Брейвика. Теперь эта идея дошла и до нас.

Стрелок из Угерского Брода позвонил перед преступлением на телевидение: «Он сказал мне, что многие люди его обижают, что его третируют, а органы власти не хотят ему помочь, поэтому он берет все в свои руки. Что у него есть пистолет, заложник, и он все сделает сам», — рассказал порталу iDNES. cz репортер канала Primа Павел Лебдушка, который говорил со стрелком.

Просто душевно неустойчивый брюзга подцепил меметическую инфекцию, мем, который видел по телевизору. Судя по всему, он чувствовал себя обиженным вообще и просто хотел с этим что-то сделать. А в СМИ — столько сообщений о неуравновешанных стрелках, что и этому человеку из Угерского Брода пришло в голову разрешить свой психический кризис массовым убийством. Для психов массовое убийство невинных людей стало модой.

Стрелок из Брода мертв, и эпизод завершен. Но меметическая инфекция стрельбы по невинным людям уже достаточно укоренилась в общественном пространстве, в том числе и в нашей стране. Поэтому, к сожалению, стоит ожидать, что эта стрельба, став первым подобным крупным трагическим событием у нас, точно не станет последним.

Появятся новые сумасшедшие, раз уж стрельба вошла в моду, превратившись в меметическую инфекцию даже в Чехии. Практически невозможно помешать тому, чтобы это убийство не послужило «примером» для других людей, чтобы не было нового убийства. Так что, пусть мы и не знаем где и когда, можно с уверенностью говорить о том, что вскоре очередной чешский сумасшедший начнет палить по людям в другом месте. К сожалению...