Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Почему Саудовская Аравия срочно скупает оружие?

Саудовская Аравия, крупнейший импортер оружия за 2014 год, оказалась в непростом положении: с одной стороны возникло Исламское государство, с другой — взбунтовавшиеся йеменские шииты, а американские союзники стремятся наладить связи с Тегераном. Поэтому сейчас королевство делает все, чтобы обеспечить свою безопасность в будущем.

© AP Photo / SPAБарак Обама и король Саудовской Аравии Салман ибн Абдул-Азиз Аль Сауд
Барак Обама и король Саудовской Аравии Салман ибн Абдул-Азиз Аль Сауд
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
США уже не первый год считают тихоокеанский регион приоритетным для своих интересов. Семья Саудитов ощущает себя «брошенной» и не питает особого доверия к американцам, которые позволили пасть их верным союзникам вроде Мубарака. Поэтому приобретение дорого оружия является своеобразной страховкой, призванной показать Вашингтону важность сохранения такого хорошего клиента.

Atlantico: В рейтинге крупнейших импортеров оружия за 2014 год Саудовская Аравия отобрала пальму первенства у Индии, которая была лидером в 2013 году. Альянс с США, усиление Ирана... Частью какой стратегии является такое увеличение оборонного бюджета (64,4 миллиарда долларов в 2014 году)?

Ален Родье:
Мы имеем дело не с каким-то неожиданным скачком, а хорошо известным расширением саудовского военного импорта, который является частью развернувшейся на Ближнем Востоке борьбы за влиянием между Тегераном и Эр-Риядом.

Не проходит и месяца, чтобы Иран не представил «новое» оружие, пусть даже надежность показанных образцов и вызывает определенные сомнения.

Последней в ряду стала крылатая ракета «Сумар», которая, по всей видимости, представляет собой клон советской Х-55 (в 2001 году иранцы приобрели дюжину таких ракет у Украины на параллельном рынке). Стоит отметить, что она обладает дальностью в 2 000 — 3 000 километров и может нести ядерный заряд в 200 килотонн. Кроме того, Тегеран оказывает военную поддержку Дамаску и Багдаду оружием, боеприпасами, советниками и прочим (передачи, разведка, содействие в командовании).

На пресс-конференции 8 марта советник президента Рухани Али Юнеси сделал такое заявление: «Иран — империя, Ирак — наша столица. Мы будем защищать все народы региона. Иранский ислам — чистый ислам, в котором нет арабизма, расизма и национализма. (...) Аравийцам нечего опасаться, потому что сами они не в состоянии защитить народы региона».

Таким образом, усиление военного потенциала выглядит вполне логичным шагом для Саудитов, которые ощущают угрозу со стороны Тегерана, а также радикалов ИГ и «Аль-Каиды» (оба эти движения стремятся свергнуть королевскую семью).

— Могут ли аравийцы тем самым постараться укрепить дипломатические отношения с США, главным поставщиком королевства?

— США уже не первый год считают тихоокеанский регион приоритетным для своих интересов. Там два главных вопроса безопасности — это Северная Корея и Китай. Семья Саудитов ощущает себя «брошенной» и не питает особого доверия к американцам, которые позволили пасть их верным союзникам вроде Мубарака. Поэтому приобретение дорого оружия является своеобразной страховкой, призванной показать Вашингтону важность сохранения такого хорошего клиента (пусть даже часть закупленной техники будет просто пылиться на складах).

Как бы то ни было, американские власти продолжат постепенно отходить от дел на Ближнем Востоке, позволив «местным» разбираться самим. Именно это объясняет ускорение переговоров с Ираном. Они призваны развеять сформированный вокруг Тегерана демонический ореол, что позволит оправдать отвод части американских войск. Единственная проблема в том, что США в любом случае остаются гарантом безопасности Израиля.

— Какую именно проблему ставит ситуация в Йемене?

— Наступление близких к шиизму хуситов, которым удалось захватить столицу страны и побережье Красного моря, ощущается Саудовской Аравией как угроза с южного фланга. Ее свобода действий на море тоже под ударом, потому что Иран может в любой момент перекрыть Ормузский и Баб-эль-Мандебский проливы. Более того, главные противники хуситов — вовсе не союзники Саудитов, а суннитские племена, которые поддерживают связи с «Аль-Каидой» на Аравийском полуострове«.

В Саудовской Аравии состоится встреча всех стран региона, которые ощущают угрозу из-за сложившейся ситуации. Армия Саудовской Аравии намного превосходит по силе остальные, что дает ей статус неоспоримого лидера, в том числе и по отношению к Катару, который пытался проводить собственную политику, поддерживая «Братьев-мусульман» (еще один заклятый враг Саудитов).

— Что конкретно было приобретено? Новая техника? Модернизация уже имеющейся? Наступательное оружие? Или оборонительное? Какие роды войск это затрагивает в первую очередь?


— В первую очередь сейчас укрепляется военно-воздушные силы и флот, который все еще остается «бедным родственником» в саудовской армии. Так, сейчас представляется маловероятным, что саудовские наземные силы будут задействованы в крупном классическом конфликте в обозримом будущем (что, однако, не отменяет надзора за границами и урегулирования асимметричных кризисов). В то же время ВВС и ВМС станут приоритетными направлениями в ближайшие годы. Не стоит забывать о риске возможной ракетной или даже ядерной эскалации. По счастью, до такого мы еще не дошли, но подобную перспективу все же не стоит сбрасывать со счетов, особенно в случае провала переговоров группы 5+1 (пять членов Совбеза и Германия) с Ираном по его ядерной программе.

— Может ли Саудовская Аравия в полной мере задействовать потенциал своих военных ресурсов?

— Как в прошлом и Ливия при Каддафи, Саудовская Аравия может похвастаться впечатляющим арсеналом (более 650 самолетов, 800 боевых танков, около 5 500 бронемашин и т.д.). Тем не менее реальные возможности саудовской армии вызывают сомнения, потому что у нее нет ни боевого опыта, ни, вероятно, мотивации. Чего не скажешь про иранцев. Как бы то ни было, мне не верится в прямое столкновение. Скорее всего, все ограничится нацеленными на запугивание военными маневрами и учениями (воздушными и морскими), которые, разумеется, всегда могут вылиться в очень серьезные инциденты.

Ален Родье, старший научный сотрудник Французского центра разведывательных исследований.