«Что здесь происходит?» — спрашивает настороженно пожилая женщина. Такого она не видела с тех времен, когда в деревне были русские — 69 лет назад. Перед ее домом стоят 16 мужчин в камуфляже, с оружием. «Что это, война?» — спрашивает она, и на ее лбу становятся заметными еще больше морщин. «Нет, все в порядке, не беспокойтесь», — говорит Якуб Чешковски, чтобы ее успокоить. Но женщину тяжело в этом убедить. Она с недоверием смотрит на молодых людей. Каждый вечер она видит на экране телевизора новости из соседней Украины. Она часто молится о том, чтобы война не пришла снова в Польшу.
20-летний студент юридического факультета Чешковски не довольствуется одними молитвами. Он хочет быть подготовленным, если действительно дело дойдет до войны. Он хочет знать, как стрелять, как бросать гранату, как он может убить своего противника, если в один момент встанет вопрос — он или я. Поэтому он здесь — в Кати-Вилги, поселке с 100 жителями в 50 километрах от Варшавы.
30 тысяч гражданских готовы встать на защиту страны
И вот он и его товарищи стали членами организации Мазовецкой территориальной обороны. Здесь обучают стрельбе, а также различным военно-тактическим приемам. На территории Польши около 70 таких организаций, крупнейшие из которых насчитывают несколько тысяч членов. По разным оценкам, на оборону страны готовы встать около 30 тысяч женщин и мужчин. С началом войны на Украине резко возрос интерес к отрядам самообороны, число их членов постоянно растет.
Этим утром холодно. Со стороны России в Европу идет холодный воздух. В Польше это ощущается раньше всего. Чешковски и его товарищи могли бы сейчас находиться в теплой кровати. Но вместо этого они здесь, пробираются сквозь снег, чтобы выполнить приказы инструкторов. Добровольно.
Польша не должна снова стать игрушкой в руках держав
Большинство из них — студенты. Они хорошо знают историю своей страны. Польша была однажды одним из крупнейших государств Европы. Затем пришли русские, пруссы и австрийцы и оторвали по куску от страны. Так продолжалось и дальше, пока от нее практически ничего не осталось. Только в 1918 году, спустя 123 года, Польша вновь стала независимой.
В таком виде она просуществовала 21 год, потом вновь пришли с одной стороны — немцы, с другой — русские и разделили страну между собой. Немцы убили почти шесть миллионов жителей Польши. А русские принесли в Польшу коммунизм, чьи последствия ощущаются и сегодня. Сейчас Польша независима на протяжении 25 лет. И страх, вновь потерять независимость, велик.
Якуб Чешковски вместе со своими товарищами хочет внести свой вклад в то, чтобы эта история не повторилась. Чешковски говорит: «Я считаю, что это мой долг — внести свой вклад». О своих политических убеждениях молодые люди говорить не хотят. Поскольку их организация, как и почти все объединения по обороне страны — не имеют отношения к политике. Участвовать может каждый, будь то сторонник левых или правых политических взглядов. Цель, которая объединяет всех членов — защита своей страны.
Тема сегодняшнего занятия — «бой в условиях жилой застройки». Члены отрядов учатся штурмовать здание, в данном случае, заброшенную школу. Они занимают позиции за деревьями и в ямах. Затем один из них бросает дымовую гранату. В возникшем полотне тумана они бегут к зданию. Двое залезают на крышу и ищут там способ попасть в здание. Другие забираются через окна, остальные через входную дверь.
Внутри они просматривают одно помещение за другим. Вначале они бросают в комнату светошумовую гранату, потом начинают штурм. Оружие, которое они используют на занятиях — реплика. Упражнения по стрельбе проводятся только на предназначенных для этого площадках, за их пределами ношение и использование поражающего оружия гражданскими лицами в Польше запрещено.
Однако то, что делают молодые люди, выглядит профессионально. Эксперт тоже так считает. Генерал Богуслав Пацек в январе присутствовал на занятии Мазовецкой территориальной обороны и Зедльце, после чего написал в Twitter: «Уровень подготовки этого подразделения не хуже, чем в армии».
Генерал Пацек — высокопоставленный советник в министерстве обороны. В ноябре 2014 года он был назначен «уполномоченным по оборонным общественным инициативам». Этот пост был тогда создан впервые. Он встречается с группами, такими как отряды Мазовецкой территориальной обороны, посещает их занятия, проводит консультации о том, как отряды могут взаимодействовать с армией.
Хотя в оборонном ведомстве отрицают связь создания подобной должности с ситуацией на Украине, но время, в которое это произошло, говорит об обратном.
В настоящее время в польской политике оборонные вопросы занимают одно из ведущих мест. Чувство угрозы сейчас велико как никогда. Согласно данным опроса, проведенного по заказу телеканала TVN24, 39 процентов поляков опасаются скорого начала войны в стране. 49 процентов полагают, что в подобном случае НАТО не сможет выполнить свои обязательства по отношению к Польше.
Сегодня и в политической сфере наблюдается интерес к потенциалу отрядов самообороны. В настоящее время проводятся дискуссии между представителями объединений и министерством обороны. В течение следующих месяцев должна быть разработана концепция по сотрудничеству между армией и отрядами самообороны.
Станислав Дрозио — один из членов добровольческих отрядов, который участвует во встрече с представителями министерства обороны. На его странице в Twitter наряду с постами на деловую тематику заметны и патриотические записи. «Ты должен гордиться! Ты поляк!» написано на фотографии с польским гербом, которую он опубликовал. Дрозио почти 30 лет, он работает проектным менеджером в IT-компании, у молодого человека есть ученая степень в области информатики.
Дрозио — член правления объединения по обороне страны и основатель инициативы «Давайте воссоздадим Армию Крайова». Армия Крайова была легендарным подпольным формированием, которая во время Второй мировой войны боролась против немецких оккупантов.
Дрозио внес свой вклад в то, что в последнее время в Польше возрос интерес к добровольным объединениям по обороне страны. У страницы инициативы в Facebook свыше 24 тысяч «лайков». Для сравнения: Официальный сайт польской армии может похвастаться только 19 тысячами «лайков».
Дрозио составил карту, на которой отмечены все региональные подразделения, участвующие в инициативе. В настоящее время это 105 групп по всей Польше. После начала войны на Украине число групп, пожелавших участвовать в тренингах или выразивших поддержку инициативы, возросло в два раза, отмечает Дрозио. Каждую неделю в одну только его организации поступают заявки от более десяти человек, желающих стать членом организации.
Но не каждому эта идея по нраву. Бывший военный инструктор и ветеран Афганистана Яцек Петржак сказал в интервью интернет-порталу interia.pl: «Армии Крайова нужно отдать дань уважения, но она не должна стать объектом злоупотребления в собственных целях, чтобы подчеркнуть ее патриотический характер».
Петржак видит опасность в отрядах самообороны. «Их члены учатся там убивать. Они стреляют из автоматического оружия, учатся взрывать объекты. И никто это не контролирует». Он высказал опасения, что отряды самообороны могут стать угрозой для политического устройства Польши. «Многие из них хотят новой, чистой Польши, в которой будет преобладать порядок. Там есть много членов из националистических организаций».
«Патриоты, а не правые экстремисты»
Члены движения — «патриоты, испытывающие симпатию по отношению к государству, а не правые экстремисты», говорит Станислав Дрозио. Эти группы не представляют никакого интереса для людей с радикальными воззрениями, поскольку в них приходится работать на благо Польши с абсолютно разными людьми.
Сам он следующим образом объясняет свою мотивацию участия в движении: «Многие из моих предков вынуждены были бороться за суверенитет нашей страны. Поскольку мои родители были образованны, их в коммунистической системе рассматривали как потенциальных бунтовщиков». Он же уже вырос в свободной Польше и мог использовать все возможности, которые предлагает его страна.
«Наша работа должна способствовать тому, чтобы ни один внешний враг не лишил снова Польшу ее независимости и тем самым ее граждан — их основных прав, а также возможности развиваться».
Станислав Дрозио выступает за то, чтобы государство создало единую систему для сотрудничества с отрядами самообороны, а также осуществляло их контроль. «Тогда они не будут представлять угрозу для Республики Польша», — говорит он. Министерство обороны указывает на то, что объединения уже находятся под контролем. За это отвечают региональные власти.
Хотя Станислав Дрозио считает, что Польша как член ЕС и НАТО находится в относительной безопасности, он полагает, что деятельность объединения важна для повышения оборонного потенциала Польши. «Мы обеспокоены агрессивной риторикой Владимира Путина. И тем, что Россия с каждым годом выделяет все больше средств на модернизацию российской армии, в то время как развитие в западноевропейских странах обратное». Кроме того, все выше становится угроза со стороны исламистов.
Российская армия насчитывает 800 тысяч солдат, плюс два миллиона резервистов. Что могут противопоставить 30 тысяч военных энтузиастов такой военной державе, если дело дойдет до войны?
«Здесь никогда не будет больше войны»
Многое, говорит Марчин Ващчук, командир организации Стржелец ОСВ, насчитывающей 5000 членов и сотрудничающей с движением по самообороне страны. Ващчук крепкого телосложения, коротко стрижен, при каждой удобном случае он носит форму. Его взгляд настолько суров, что можно было бы подумать, что он одним лишь этим хочет поднять военный потенциал Польши. В 2011 году он выступал кандидатом в консервативную партию «Право и справедливость», с политической точки зрения он скорее из лагеря правых, но не крайний правый.
Цель Ващчука — создать в каждой крупной общине региональную группу, готовую защищать свой регион. Он говорит в интервью польской ежедневной газете Gazeta Wyborcza: «Если мы создадим такую систему, тогда никто не вторгнется больше в Польшу. Никогда здесь больше не будет войны. Русские помнят партизанскую войну в Афганистане».
Якуб Чешковски отмечает: «Если ты хочешь мира, то должен готовиться к войне». И вот он и его товарищи вновь штурмуют заброшенное здание школы, где находятся воображаемые противники. Сегодня это уже пятый раз. Пожилая женщина вновь скрылась в своем доме. Сегодня вечером она снова будет молиться о том, чтобы война никогда больше не вернулась в Польшу.