На предстоящем саммите Европейского Союза, в частности, будет обсуждаться вопрос, как противостоять массированной, лживой, но, к сожалению, очень профессиональной пропаганде и дезинформации, которую распространяет режим Путина в Европе.
Все ожидают, что Верховному представителю Европейского союза по иностранным делам Федерике Могерини поручат подготовить к саммиту в июне конкретные шаги в этой области.
Той же теме уже уделили внимание на встрече министров иностранных дел стран ЕС в январе. А тут стоит обратить внимание на то, что эта повестка была включена в программу заседания Европейского Совета по требованию прибалтийских государств и Польши. К примеру, ожидается появление или расширения некоего независимого вещания на русском языке и пр.
Первый интересный вопрос — это то, почему предложение на включение этой темы в повестку не выдвинула и Чешская Республика, Словакия или Венгрия. Стоит ли нам утешаться лишь тем, что на эту программу мы не наложили вето?
С одной стороны, прохладное чешское отношение к этому может показаться понятным. У нас нет столь многочисленного русского меньшинства, как в Прибалтике, которой пропаганда, манипуляции и дезинформация угрожают в первую очередь. Мы не соседствуем с Россией и не ощущаем от нее непосредственной угрозы.
С другой стороны, если посмотреть на чешскую политику, СМИ и социальные сети, то появляется непреодолимое ощущение, что семена российской дезинформации и пропаганды падают в плодородную почву — у нас и кое-где еще в Центральной Европе, прежде всего в Словакии и Венгрии. Результатом, к сожалению, является то, что уже сегодня понятно — среди всех стран ЕС мы относимся к наиболее пророссийским.
Агентство Bloomberg, скажем, недавно оценило нас в рамках ЕС как государство, которое вместе со Словакией и Венгрией являются, так скажем, более пророссийскими, нежели Болгария и Италия.
Для такой страны, как наша, страны, которая пережила в 50-е годы азиатскую тиранию, инсценированную советскими «консультантами», а в 70-80-е — прямую советскую оккупацию, подобные настроения весьма постыдны.
Интернет как оружие дезинформации
Не случайно, что единственного из всех президентов стран ЕС и НАТО, который поедет 9 мая в Москву на парад, зовут Милош Земан, и совсем не случайно, что в Москве нас часто, благодаря Земану, считают союзниками.
Конечно, кто-то может сказать, что мощные министерства пропаганды и дезинформации существовали и во время Первой и Второй мировой войны. Да, разумеется, были и времена колоколов, глашатаев, громкоговорителей, проводного радиовещания и массовых демонстраций.
Но современная эпоха интернета и массового распространения информации позволяет дезинформации стать действенным оружием в военном конфликте, и к этому нужен новый подход. Это нужно по-новому анализировать и рассматривать иначе, чем прежде.
Конечно, невозможно противостоять пропаганде авторитарного государства какой-то пропагандой демократического государства (это даже оксюморон), но, скажем, не будет проблемой принять закон, чтобы все СМИ были обязаны раскрывать имена своих конечных владельцев.
Если уж ходят разговоры о том, чтобы в рамках санкций отключить Россию от международной платежной системы SWIFT, то не составит проблемы, например, в рамках санкций отобрать лицензию на вещание у российского кабельного телевидения Russia Today, а у русскоязычных государственных каналов отобрать лицензию на кабельное и спутниковое вещание в Европе и над Европой.
Вместо космодрома — марихуана
Наверное, было бы хорошо, если бы советы по общественному вещанию в каждой отдельной стране получили бы от спецслужб информацию о том, кто из публичных фигур, которые приходят на ток-шоу и интервью в СМИ, контактирует с российскими дипломатами и российской властью, и кто владеет фирмами, связанными с Россией.
Или эти недавно высланные из Чешской Республики шпионы ни с кем не встречались и никому не отправляли и не передавали никакой информации и дезинформации?
Европа должна без колебаний, если это хоть сколь-нибудь возможно, потребовать от интернет-провайдеров в рамках ЕС убрать из интернета весь контент, который явно используется как оружие в информационной войне.
Примером может стать столь обсуждаемое профессиональное дезинформационное видео «Я — русский оккупант», кстати, совершеннейший шедевр современной пропаганды. В ролике, прославляющем российский империализм, говорится о том, что во времена Советского Союза в странах Прибалтики производилась самая современная электроника, радиоприемники и автомобили, то сегодня люди из прибалтийских стран «моют туалеты» в ЕС. В Средней Азии русские построили космодромы, а теперь, дескать, там «выращивают марихуану» и пр.
Традиционный способ работы общественного телевидения тоже начинает терять смысл. Один гость говорит нормально, а другой — распространяет искусную российскую ложь и пропаганду, то есть использует современное оружие. И неужели действительно есть смысл изображать, что это и есть желаемое равновесие мнений и объективность? Равновесие между ложью и правдой?