Экономики трех стран (США, Китая и Индии) будут иметь значение в XXI веке - вне зависимости от порядка их перечисления. Так или иначе у нас между всеми политическими партиями сформировался общенациональный консенсус, что Индия должна превратиться в крупную экономическую, политическую и военную державу XXI века. Для этого необходимы экономическая и военная сила и политическая воля. Также требуется национальное единство и сплоченность. В последнее время, тем не менее, появились некоторые тревожные тенденции, которые нужно остановить как можно скорее.
Если нет общенационального сплочения, то не будет национального единства, и какую бы военную или экономическую силу мы ни обрели, серьезно пострадает национальное единство. Мы будем тратить много сил на решение проблем социальной напряженности, которыми, к сожалению, никто не занимается.
Нам также необходимо несколько лет мира в прилегающих регионах. Посмотрите на опыт Китая. Дэн Сяопин (Deng Xiaoping) (нет, мы не должны идти путем других народов) решил не будоражить напряженность в регионах, соседних с Китаем, а сосредоточиться на модернизации экономики и вооруженных сил. Каков бы ни был конечный результат, данная политика принесла плоды китайцам. К тому же мы должны заняться проблемой отсутствия общенациональной сплоченности. Развитие тревожных тенденций должно быть предотвращено незамедлительно, иначе они могут выйти из-под контроля. Если экономическая, политическая и военная сила не будет подкреплена общенациональным единством, то мы не сможем достичь цели превращения Индии в мощную державу XXI века. Нам следует осознать, что времени для раскачки у нас нет.
Удачным ходом со стороны премьер-министра стало решение пригласить глав соседних государств на свою инаугурацию. По ее итогам премьер-министр Пакистана Наваз Шариф (Nawaz Sharif) не может добиться результатов, потому что, с одной стороны, у него террористы, а с другой, — армия, которая дышит ему в спину. Мы должны понимать существующую в Пакистане ситуацию.
Недавний визит первого замминистра иностранных дел Индии [Джайшанкар] в Пакистан должен быть подкреплен серьезной политической волей, чтобы дать толчок мирному процессу в регионе. Действительно, премьер-министр посетил Бутан, Непал и недавно Шри-Ланку, хотя и не смог во второй раз съездить в Непал; министр иностранных дел посетила Дакку, Пекин и ряд других стран. Здесь побывали с визитами Синдзо Абе (Shinzo Abe), Си Цзинпинь (Xi Jinping), Барак Обама и Владимир Путин, по результатам которых требуются последующие действия.
В отношениях с Бангладеш уже давно маячат две проблемы, и на Индии лежит ответственность по их решению. Одна их них — проблема раздела вод реки Тисты. Мы не решили данный вопрос, ибо не смогли преодолеть разногласия с правительством Западной Бенгалии, возглавляемого Маматой Банерджи (Mamata Banerjee). Следует предпринять дополнительные усилия, чтобы исполнить наше обещание о передаче Бангладеш вод реки Тисты.
В конце концов в Бангладеш сейчас дружественное правительство. Индия должна ему помочь. Если мы не дадим им воды реки Тиста и не предпримем некоторые другие шаги по укреплению дружеских отношений с Даккой, то мы навредим собственным национальным интересам. Что касается соглашения о сухопутной границе, то оно, к счастью, уже одобрено Постоянным комитетом парламента, и, чем раньше Индия ратифицирует данное соглашение, тем лучше. Проблема сводится к определению статуса нескольких деревень: на какой стороне границы они находятся, но это неважно. Индия — крупная страна и может позволить себе проявить благоразумие. В наших более широких национальных интересах ратифицировать давно застрявшее соглашение о сухопутной границе. Это ведь не новое соглашение, появившееся совсем недавно.
На Шри-Ланке, к счастью, события развиваются в позитивном для Индии ключе. После недавних выборов произошла смена правительства, и визит премьер-министра — первый за 28 лет — был успешен. Потребуются устойчивые и последовательные шаги, чтобы Коломбо с должным вниманием относился к озабоченностям Индии.
Ситуации в Индийском океане в целом следует уделить первостепенное внимание. События на Мальдивах не могут не беспокоить МИД. Похоже, Индия утратила влияние на Мальдивах. По мере того, как Китай все более утверждается там, нам необходимо выработать четкий политический курс в акватории Индийского океана. Не нужно действовать в духе некоей доктрины Монро или аналогичной стратегии, но мы должны внимательно разработать политику в области безопасности, уделив особое внимание ситуации в Индийском океане, которая имеет жизненно важное стратегическое значение для страны.
Что касается Ближнего Востока, то у нас до сих пор нет данных, живы или нет 39 индийских заложников, захваченных в ходе сирийского конфликта. Парламенту представили обе возможности, и министр иностранных дел сказала, что «есть две версии, но мы не знаем, какой из них верить». Сбежавший оттуда индиец выдвинул обе версии. Их семьи в Пенджабе живут в мучительном напряжении, не зная, живы они или нет. Парламенту и стране должны сообщить, какова их судьба.
Это не единственная проблема на Ближнем Востоке. Нам нужна четко разработанная политика на Ближнем Востоке. Сопредельные Индии регионы не начинаются и не заканчиваются в пропускном пункте Вага [с Пакистаном]. Наши границы простираются от Малаккского пролива на востоке до самого Суэцкого канала на западе. На Ближнем Востоке работают 6–7 миллионов индийцев. Большая часть нефти поступает к нам с Ближнего Востока: от шиитского Ирана и от суннитской Саудовской Аравии, между которыми продолжается вражда. Нам нужно активнее действовать в политике, чтобы достичь мира в более широком окружении Индии, дабы уверенно осуществлять свой политический курс внутри страны и на международной арене.
Несомненно, Индия улучшила отношения с США, и визит Обамы прошел очень успешно. Но страна хотела бы знать, приведут ли эти обещанные 49% ПИИ (Прямые иностранные инвестиции) в оборонном производстве к получению крайне важных технологий, которые мы хотели бы взять у Америки и в передаче которых американцы до сих пор нам отказывали. В ядерной сделке об этом говорится немного. Соглашения о военно-техническом сотрудничестве пока не опубликованы, хотя и разрабатывались обеими странами.
Если Индия хочет играть глобальную роль на мировой арене, ей нужно мыслить крупными категориями и действовать ясным умом при наличии политической воли. Однако более всего ей требуется внутренняя общественная сплоченность, которая в последнее время подвергается серьезным испытаниям. Это может отвлечь наше внимание на решение внутренних проблем и похоронить те цели, которые мы ставим перед собой в XXI веке.
Х. К. Дуа — известный индийский журналист и дипломат, член Раджья Сабхи (верхней палаты парламента Индии).