Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Атомная сделка Венгрии и России на 10,8 миллиарда долларов

© REUTERS / Laszlo Balogh/FilesАтомная электростанция «Пакш» в Венгрии
Атомная электростанция «Пакш» в Венгрии
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Российская экономика страдает от санкций, а ее валюта теряет в цене. Тем не менее, у России еще есть деньги для потенциальных союзников за рубежом. Страдая от дефицита валютных средств, Москва намерена дать 10 миллиардов евро в долг Венгрии, симпатизирующей России. Критики говорят, что Москва таким образом покупает благосклонность страны-члена Евросоюза.

Российская экономика страдает от санкций, а ее валюта теряет в цене; и тем не менее, у России еще есть деньги для потенциальных союзников за рубежом. Страдая от дефицита валютных средств, Москва намерена дать 10 миллиардов евро в долг Венгрии — одному из членов Евросоюза, в наибольшей мере симпатизирующему России.

Будапешт намеревается воспользоваться первым траншем из этого кредита в текущем году, о чем агентству Reuters заявил уполномоченный правительства Венгрии.

Официально этот кредит предназначен для финансирования проекта по расширению атомной электростанции «Пакш». Это единственная в Венгрии АЭС, обеспечивающая примерно 40% потребностей страны в электричестве. Но критики говорят, что здесь есть и другой мотив: Россия покупает благосклонность страны-члена Евросоюза.

«Эта сделка по „Пакшу“ — камуфляж, — заявил бывший депутат парламента от правящей партии „Фидес“ Золтан Иллеш (Zoltan Illes), который до 2014 года занимал пост министра по делам окружающей среды. — Это финансовая сделка, а для русских это покупка влияния».

Иллеш, выступающий против использования атомной энергии, считает, что это соглашение в большей мере нацелено на закачку денег в экономику Венгрии, где в 2018 году ее премьер-министру Виктору Орбану предстоят перевыборы, нежели на обеспечение страны электричеством.

Долгие годы Москва использует свои коммерческие связи, и в частности, газовые поставки, для оказания влияния на страны Европы. Сейчас, когда Соединенные Штаты Америки и Евросоюз ввели жесткие экономические санкции против России за аннексию Крыма и поддержку сепаратистов на востоке Украины, эти методы подвергаются тщательной проверке.

В ответ Россия стремится к сохранению существующих связей, действуя коммерческими и дипломатическими способами от прибалтийских государств до южной европейской окраины. Кое-кто усматривает в этом кредите для Венгрии, который был согласован в прошлом году, составную часть необъявленной борьбы за независимость.

Атомная электростанция «Пакш» в Венгрии


Пресс-секретарь правительства Венгрии Золтан Ковач (Zoltan Kovacs) отвергает такие утверждения. «Причина инвестиций в „Пакш“ никак не связана ни с избирательной кампанией, ни с шансами на успех. Причина в том, что эти инвестиции служат целям долгосрочной энергетической безопасности страны», — сказал он. Далее Ковач добавил, что Россия помогает строить реакторы и в других странах, и что в Венгрии она обладает меньшим экономическим влиянием, нежели в остальных западноевропейских государствах.

Официальные лица в Москве и Будапеште заявляют, что соглашение по АЭС было заключено из чисто коммерческих и энергетических интересов, и что оно полезно для обеих стран.

Венгерский министр иностранных дел Петер Сиярто (Peter Szijjarto) заявил агентству Reuters, что это соглашение стало «коммерческой сделкой века». Российская государственная атомная корпорация «Росатом» и российское министерство финансов, отвечающее за кредит Венгрии, на просьбы дать комментарии не откликнулись.

Вначале Венгрия намеревалась выставить контракт по расширению станции в Пакше на тендер, и некоторые западные фирмы, наряду с Росатомом, проявили к этому свой интерес. Однако Reuters удалось выяснить, что Венгрия внезапно отказалась от идеи проведения тендера. Специалистов из министерства развития, работавших над планами расширения АЭС, отстранили от этой работы, о чем заявили два человека, знакомые с венгерским энергетическим сектором. Вместо этого небольшая группа близких к премьер-министру Орбану людей решила поручить реализацию контракта Росатому. Россия в рамках сделки предложила кредит.

Пресс-секретарь Ковач заявил: «Весь этот проект осуществляется с очень серьезной профессиональной проработкой. Естественно, решения политического характера принимают политики».

После заключения соглашения Орбан более дружелюбно относится к Кремлю, чем его коллеги из ЕС. По его словам, Европа, вводя санкции против России, сама себе ставит подножку. Правда, на блокирование санкций Орбан так и не пошел. Он также возглавляет усилия, направленные на строительство нового трубопровода, по которому российский газ планируется поставлять на юго-восток Европы в обход Украины.

В прошлом месяце Орбан принимал Путина в Будапеште. Он единственный лидер ЕС, пригласивший российского президента приехать к нему с официальным визитом после крушения малайзийского авиалайнера MH17 на Украине в июле 2014 года. Западные представители заявляют, что самолет вероятнее всего был сбит российской ракетой; Россия свою причастность отрицает.

Стоя рядом с Путиным в венгерском парламенте, Орбан занял примирительную позицию по отношению к Москве. Он заявил, что страны ЕС «гоняются за призраками», если считают, что смогут обойтись без сотрудничества с Россией.

Отвечая на вопрос о том, не связано ли новое венгерское дружелюбие по отношению к России с пакшским кредитом, Ковач заявил: «Россия важна с энергетической точки зрения, и более того, она является стратегическим партнером... Но речь не идет о „дружбе“».

Прагматичный партнер

Орбан регулярно пренебрегает правилами и решениями ЕС, и его критики называют такие действия популистскими. После избрания на пост премьера парламентским большинством в две трети голосов в 2010 году Орбан ввел налог на сверхприбыль банков, телекоммуникационных компаний и фирм розничной торговли, чтобы сдержать дефицит бюджета. Он схлестнулся с Брюсселем из-за ограничений на средства массовой информации. Он также укрепляет свою власть такими методами, которые, по словам критиков, ослабляют демократическую систему сдержек и противовесов. Правительство опровергает такого рода заявления.

В то же время, Орбан не является естественным союзником Кремля. Будучи в 1989 году молодым студентом, он ворвался на политическую сцену со своей страстной речью, в которой потребовал вывода советских войск из Венгрии. Похоже, что на личном уровне между ним и Путиным мало близости; на встрече 17 февраля в Будапеште они вели себя довольно скованно.

Однако знающие Орбана люди говорят, что он прагматик. «Я думаю, власть невероятно важна для него как таковая, — сказал Джон Алдердайс (John Alderdice), вместе с Орбаном возглавлявший выступающую за либерализм международную организацию под названием „Либеральный интернационал“. — Для него вопрос стоит так: как войти во власть и как ее удержать».

Атомная электростанция «Пакш» в Венгрии


Вскоре после своего избрания Орбан в ноябре 2010 года встретился с Путиным в Москве на переговорах по экономическим вопросам, включая дальнейшее сотрудничество на атомной электростанции «Пакш». Это огромная конструкция из бетона, построенная в 1970-е годы советскими техниками в пойме реки Дунай. Орбан стремился подстегнуть рост венгерской экономики, и Россия могла помочь ему в достижении этой цели.

Знакомый с ходом переговоров источник сказал, что эти люди беседовали несколько часов, в том числе, за обедом. Но решение по Пакшской АЭС так и не было принято.

Вместо этого команда специалистов по энергетике из венгерского министерства развития начала готовиться к открытому тендеру по контракту на расширение АЭС. Заинтересованность в участии в нем проявила французская компания Areva, а также американская Westinghouse. Об этом рассказывают люди, знакомые с ходом подготовки к конкурсу.

В начале 2013 года подготовка к тендеру еще продолжалась, о чем в журнале Пакшской АЭС сообщил генеральный директор венгерской государственной энергетической корпорации MVM. По словам дипломатического источника в Венгрии, претендентам было сказано, что тендер состоится.

Внезапная перемена


В конце 2013 года международная обстановка изменилась. В ноябре бывший президент Украины Виктор Янукович отказался от соглашения об ассоциации с ЕС и подписал вместо него договор о помощи со стороны Москвы. Тысячи прозападных демонстрантов вышли на центральную площадь Киева, полные решимости заставить Януковича подписать соглашение с ЕС или отказаться от власти. Возникли условия для самого крупного противостояния между Россией и Западом с момента окончания холодной войны.

В Будапеште тоже назревали перемены. 17 декабря было срочно созван парламентский комитет по экономике. Заседание созвал депутат от правящей партии «Фидес» и глава этого комитета Антал Роган (Antal Rogan).

Глава канцелярии Орбана Янош Лазар (Janos Lazar) заявил членам комитета, что правительство ведет активные переговоры с Россией о продлении срока службы АЭС «Пакш». «Это было очень неожиданно», — заявила депутат от оппозиции Бернадетт Сел (Szél Bernadett).

Палу Ковачу, который в то время был министром энергетики и играл ведущую роль в подготовке тендера по Пакшской АЭС, никто не сказал об отмене этого конкурса, о чем заявил человек, связанный с венгерским государственным сектором энергетики. Этот источник заявил, что сделку с Россией заключило ближайшее окружение премьер-министра.

Пресс-секретарь правительства Золтан Ковач сказал, что утверждение парламентом соглашения свидетельствует о его широкой политической поддержке.

Отвечая на вопрос о решении отказаться от тендера и заключить контракт с Росатомом, представители Westinghouse заявили, что решение было «внезапным». В компании Areva от комментариев отказались.

Представитель правительства Аттила Ашоди (Attila Aszodi), отвечающий за расширение Пакшской АЭС, заявил, что сделка с Росатомом состоялась, так как условия русских оказались более выгодными, поскольку они предложили долгосрочное финансирование для всего проекта строительства, чего другие потенциальные участники торгов не смогли бы обеспечить. В декабре он сказал Reuters, что тендер является «хорошим инструментом, но это не панацея».

Венгерское правительство также отметило, что работающие энергоблоки в Пакше были построены по советским ядерным технологиям.

Критики говорят, что условия сделки являются щедрыми. Венгрия начнет выплаты по кредиту только после того, как в 2026 году заработают новые реакторы, и будет выплачивать кредит в течение 21 года. До 2026 года процентная ставка составит менее четырех процентов, после чего она поднимется до 4,5 процентов, а в последние 14 лет увеличится с 4,8 до 4,95 процента.

Эти условия хорошо смотрятся на фоне рыночных расценок по финансированию, хотя условия в каждом конкретном случае кредитования отличаются. Российский кредит в его окончательном виде покроет расходы по строительству на 80 процентов, а остальные средства обеспечит Венгрия. Будапешт планирует начать выборку средств по кредиту в текущем году, чтобы финансировать проектные работы по новым реакторам, о чем Ашоди заявил агентству Reuters.

Венгерская рапсодия

Атомная электростанция «Пакш» в Венгрии


Москва выразила удовлетворение тем, что Венгрия начала поддерживать Россию. В ноябре прошлого года министр иностранных дел Сергей Лавров заявил, что Венгрия, в отличие от других бывших коммунистических стран в ЕС, ведет себя «ответственно» и не поддается на «русофобское отношение». Путин назвал Венгрию одним из самых важных партнеров России.

Приглашение Орбана Путину приехать в Венгрию и состоявшийся в прошлом месяце визит укрепили чувства взаимной признательности. В ходе визита Путин и Орбан договорились, что Россия даст Венгрии отсрочку на несколько лет по оплате за газ, который Будапешт обязался купить, но не использовал.

Однако для Орбана цена за близость к России возросла в связи с углублением кризиса в Украине. Некоторые страны ЕС недовольны тем, что Венгрия дрейфует в сторону Кремля. Соединенные Штаты также подвергли критике некоторые аспекты политики Орбана по отношению к России, а один американский дипломат сказал, что в предоставлении контракта по станции «Пакш» присутствовал элемент непрозрачности.

Золтан Иллеш заявил, что соглашение по Пакшской АЭС это типичный пример прагматичного стиля руководства Орбана. В краткосрочной перспективе он получил политические выгоды, которые может использовать против внутренних оппонентов, а в среднесрочной перспективе проект создаст рабочие места.

«А долгосрочных соображений для Орбана не существует», — сказал Иллеш.