Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Сланцевый газ и болгарская реальность

Пока общество не будет убеждено в том, что добыча сланцевого газа полезна и безопасна, мораторий не будет отменен.

© US Energy Information AdministrationСхема добычи сланцевого газа
Схема добычи сланцевого газа
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В 2012 г. Болгария наложила запрет на исследования и добычу сланцевого газа по методу ГРП (гидроразрыва пласта) на территории страны. Причем, согласно решению, принятому тогда депутатами 41-го созыва парламента, этот запрет — постоянный.

В 2012 г. Болгария наложила запрет на исследования и добычу сланцевого газа по методу ГРП (гидроразрыва пласта) на территории страны. Причем, согласно решению, принятому тогда депутатами 41-го созыва парламента, этот запрет — постоянный. Именно щекотливой теме о сланцевом газе был посвящен круглый стол, прошедший на днях в студии программы «Бинар” Болгарского национального радио. Участие в его работе приняли эксперты, политики, социологи и другие общественные деятели. В следующие минуты представим вашему вниманию заявленные ими позиции.

«ГРП — не самоцель, — заявил Васко Начев, эксперт в области исследования и добычи нефти и природного газа. — Это один из сегментов, при помощи которых оформляется окончательно весь процесс. Я не знаю, почему уделяется столь пристальное внимание именно фрекингу, потому что есть намного более существенные работы. Он является лишь той частью работ, в рамках которой проходит освоение скважин перед их запуском в эксплуатацию. Это звучит весьма помпезно и заманчиво, так что в результате незнания материи и процессов, было легче всего направить все внимание на ГРП”.

Этой позиции воспротивился депутат от БСП Таско Ерменков, член парламентской комиссии по энергетике.

«Это не мое и не политическое мнение, а позиция болгарских ученых, которые утверждают, что ныне применяемого способа исследования и добычи сланцевого газа, нельзя назвать безопасным для окружающей среды. Пока сама Болгарская академия наук придерживается подобной позиции и подвергает сомнению безопасность данных исследований, причем не только в Болгарии, принятый мораторий должен оставаться в силе”.

«Фрекинг представляет собой краткосрочный процесс, продолжающийся от нескольких часов до не более одного-двух дней, который проходит перед запуском скважины в эксплуатацию. Далее эта скважина работает вполне нормальным образом, как это происходит при конвенциональной добыче газа. Практически нет существенной разницы между ними”, — настоял Васко Начев.

Свое мнение выразил и представитель Центра исследования демократии Мартин Владимиров.

«Единственная проблема, которая препятствует добыче сланцевого газа, это его себестоимость. Причина в том, что не хватает необходимой инфраструктуры, а процедуры отдачи земельных участков в аренду компаниям для добычи сланцевого газа очень сложные. В результате процесс становится слишком дорогим и конечная цена на сланцевый газ будет более высокой по сравнению с газом, который поставляет нам «Газпром». Мы, однако, должны учитывать тот факт, что с течением времени и по ходу развития индустриального процесса, расходы постепенно сокращаются. И если мы начнем этот процесс сейчас, то, вполне возможно, что лет 50 спустя дела будут обстоять совсем иначе. Этот газ может стать намного более дешевым, а мы можем оказаться в позиции даже экспортировать его. Согласно геологическим изысканиям Американского энергетического информационного агентства, залежи сланцевого газа на болгарской территории могут достичь приблизительно полтриллиона кубометров, что обеспечит нашей стране энергетическую независимость до 2100 г.».

Свое твердое несогласие с отменой запрета на добычу сланцевого газа выразил Георги Стефанов от партии «Зеленых». «Две недели назад Медицинская ассоциация ЕС опубликовала официальный доклад о негативном влиянии добычи сланцевого газа на здоровье людей. Многие ученые, причем не только из Болгарской академии наук, подтвердили наличие риска для окружающей среды и людей еще несколько лет назад. В этом смысле, даже если мы пренебрегаем мнением болгарских ученых, то должны довериться столь авторитетному европейскому институту».

«Я был членом Комиссии по энергетике, экономике и туризму, когда был принят мораторий на технологию исследования и добычи сланцевого газа, — подчеркнул депутат от ГЕРБ Валентин Николов, зампредседателя нынешней парламентской комиссии по энергетике. — Тогда было допущено немало ошибок, потому что мораторий был принят как бы в спешке. Тем не менее, любой мораторий является временным запретом, наложенным до тех пор, пока данный вопрос не будет разрешен законодательным путем. ГЕРБ, как политическая партия, не намерена снимать этот запрет, пока не будет приведено достаточно доказательств возможности надежного управления рисками в этом секторе. Идут поиски вариантов подходящей технологии, в отношении которой будет возможным доказать, что она полезна для общества, поможет сократить цены на электроэнергию и обеспечит рабочие места и энергетическую независимость страны. Так что мы не намерены изменять или отменять мораторий до тех пор, пока общество не будет убеждено в том, что добыча сланцевого газа полезна и безопасна».