Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Футбол как глобальная сила

© Fotolia / kungveryluckyФутбол
Футбол
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Как современная система верований футбол, у которого есть свое место поклонения (стадион), канонизированные святые (футболисты), а также риторика и ритуалы культового характера, обладает огромным значением и даже оказывает воздействие на другие системы верований: статуя Бэкхема, например, нашла свое место в буддистском храме в Бангкоке. Футбол стал источником силы.

Представить, что футбол, возникший в Англии и в конце XIX века добравшийся до Турции, будет способен определять локальное и международное общественное мнение, было сложно. В османской Турции в футбол стали играть в таких городах, как Измир и Салоники, а в 1880-х годах мячи застучали и в Стамбуле. Первыми игроками здесь были иностранцы (немусульмане): сотрудники британского посольства, учащиеся итальянских, французских и греческих школ. К концу 1890-х годов турки тоже начали играть в футбол. С созданием Стамбульской футбольной лиги в 1904 году стали проводить официальные матчи. Сообщается, что из соображений безопасности Абдул-Хамид II с опаской относился к футболу и даже требовал, чтобы «всех, кто играет в мяч, избивали до полусмерти и разгоняли».

После того, как было замечено, что футбол — это не только игра, а нечто, способное вести за собой народные массы, в этот спорт пришли все те, кто преследует гегемонические амбиции: индивиды, институты, организации, разведслужбы, государства. И кажется, теперь нет области, на которую не повлиял бы футбол. Ему подвластно все: от личности до общества, от экономики до политики, от войны до мира, от СМИ до веры.

Как современная система верований футбол, у которого есть свое место поклонения (стадион), канонизированные святые (футболисты), а также риторика и ритуалы культового характера, оказывает воздействие и на другие системы верований. Об этой поразительной роли футбола свидетельствует, к примеру, то, что статуя одного из капитанов английской сборной Дэвида Бекхэма (David Beckham) нашла свое место в буддистском храме в Бангкоке. Статуи футболистов возводятся и на городских площадях, футбол становится темой хутб (проповедь имама, произносимая в мечети по пятницам и праздникам — прим.пер.) в мечетях и проповедей в церквях и синагогах. Есть те, кто смотрит матчи не на стадионах, а у экранов телевизоров в своих домах или общественных местах. То, с каким неуемным волнением и безудержной страстью они следят за выступлением своих фаворитов, указывает еще на одно измерение футбола, близкое к любовной привязанности.

Футбол — один из важнейших элементов, который может использоваться для пробуждения национального сознания, прежде всего в слаборазвитых и развивающихся государствах. В качестве примеров того, что футбол является одним из важнейших аргументов социальной и политической инженерии, можно привести Аргентину, Гондурас, Сальвадор в Латинской Америке, Великобританию, Италию и Испанию в Европе, Турцию и Иран в Азии. Тот факт, что успех, достигнутый Ираном в 1997 году на квалификации чемпионата мира, был расценен как политическая победа, наглядно показывает то место, которое футбол занимает в этой стране.

Поговаривают, что в 1994 году, когда Усама бен Ладен, которого Запад заклеймил как джихадиста, был в Лондоне, он четырежды приходил поддержать команду «Арсенал», а перед отъездом в Судан зашел в сувенирный магазин клуба и купил своему сыну подарки с символикой клуба.

Футбол, изрядно закрепившийся в СМИ и экономике, — это область, которая никогда не будет заброшена теми, кто стремится к господству. Разве можно оставить в покое «игру», за которой во время Кубка мира весь месяц, не отрываясь, следят 100 миллионов человек, а права на телетрансляцию стоят крайне дорого?

Футбол, который может быть использован в положительном и отрицательном смыслах и обладает структурой, благоприятствующей для быстрой мобилизации, с одной стороны, вносит вклад в формирование общественного сознания, с другой — продолжает быть слабым звеном безопасности государств. В случае отсутствия строгого контроля он может становиться причиной беспорядков, дестабилизации, гражданской войны. В ходе событий в Гези предпринималась попытка возложить определенную роль на футбольных болельщиков; в то же время вооруженная атака на игроков клуба «Фенербахче» могла быть спланирована для создания обстановки хаоса.

В силу особой общественной роли, а также своей позиции в качестве локальной и глобальной силы футбол еще совсем недавно не удосуживался особого внимания со стороны исламских изданий, однако сегодня мусульманский мир должен серьезно пересмотреть это положение. Мусульманам и религиозным кругам необходимо выработать новый взгляд на футбол — игру, обладающую серьезной властью над индивидом, семьей и обществом, экономикой, культурой и религиозными группами, и даже социальным благополучием и безопасностью.