В понедельник Мануэль Вальс озвучил следующие цифры: семеро французских граждан погибли, став смертниками в Ираке и Сирии. Премьер-министр говорил об этом во время выступления в защиту законопроекта о разведке в национальном собрании. Как бы то ни было, он не уточнил, за какой период времени были совершены эти теракты. «Нам необходимо обратить особое внимание на одно новое явление в связи с риском его повторения во Франции. Я привожу эти цифры впервые: по данным разведки, семь человек — я говорю о французах или резидентах Франции — погибли, став смертниками в Сирии и Ираке», — заявил Мануэль Вальс депутатам.
Кроме того, по последней информации, которую представил в парламенте премьер-министр, число вступивших в террористические организации в Сирии и Ираке французов достигло 1550 человек. «Было установлено присутствие 800 человек в этой зоне. 434 находятся там в настоящий момент, а 96 были убиты», — отметил глава правительства.
Идеологическое рвение
Среди семи французских смертников «самому молодому не было и 20 лет», а «шестеро были новообращенными», — подчеркнул премьер. «ИГ намеренно жертвует в первую очередь именно такими людьми? — продолжил он. — Или же кандидаты в смертники должны доказать идеологическое рвение, подтвердить свое обращение? В любом случае, это говорит о сильнейшей идеологической обработке ИГ».
Два месяца назад ИГ сообщило о гибели французского смертника Абу-Тальхы аль-Фаранси в ходе теракта у базы правительственных сил в иракском Тикрите. Аль-Фаранси (настоящее имя Пьер) было 19 лет. Он уехал в октябре 2013 года, оставив родителям такую записку: «Папа, мама, я уехал, чтобы помочь сирийцам. Не волнуйтесь, я буду писать вам при каждой возможности. Я вас люблю». Как сказал его отец, сначала родители подумали, что он вступил в гуманитарную организацию. ИГ же выложило фотографию молодого человека, который, улыбаясь, указывает пальцем на взрывчатку.
Эта улыбка и расслабленная поза напоминают рассказы французов, которым довелось сражаться в рядах Исламского государства в Сирии. «Это было интересно, как год учебы по программе «Эразмус», — заявил один из них журналисту RFI и эксперту по радикальным исламистским движениям Давиду Томсону. Другой боевик (ему всего 19 лет) заявил, что «добился успеха» в жизни, и что теперь ему «не хватает только мученичества».
Беспокойство Европы
Во время выступления в Национальном собрании Мануэль Вальс отметил, что заранее спецслужбам было известно лишь о половине из этих 800 французов, которые уехали в Сирию и Ирак. «За неимением существенных доказательств провести серьезную работу по этим делам было очень сложно», — заявил он, отметив, что для «физического наблюдения может потребоваться 20 агентов». «Таким образом, необходимые для наблюдения за 3 000 человек ресурсы намного превосходят возможности наших спецслужб», — подчеркнул он.
Что касается европейских экстремистов, премьер привел данные Еврокомиссии, которая говорит о «5000-6000 европейцев в Сирии и, как и мы, опасается, что число иностранных боевиков достигнет отметки в 10 000 человек к концу года». Причем речь идет лишь о европейцах.