С момента аннексии Крыма в марте прошлого года европейские экспортеры продуктов питания потеряли почти полмиллиарда долларов в связи с уходом с российского рынка.
В марте 2014 года объем российского импорта достигал примерно 1,2 миллиарда долларов. Но потом на Украине началось настоящее светопреставление. Протестующие потребовали увольнения пророссийского политика, занимавшего один из ключевых постов, а на его место киевское правительство поставило Арсения Яценюка. Этот откровенно проамериканский премьер-министр раздражал Россию. Москва убедила автономный регион Крым, подавляющее большинство населения которого — этнические русские, выйти из состава Украины. Жители Крыма проголосовали за отделение. Россия быстро аннексировала Крым. А Европа и США поспешили ввести против нее санкции.
В марте прошлого года западные санкции касались в основном конкретных людей. Однако в июле Европа и США ужесточили санкции, жертвами которых теперь стали российские банки и энергетические компании. В ответ на это в августе российское правительство запретило поставки продовольственных товаров из Евросоюза. В августе объем экспорта снизился примерно до 790 миллионов долларов. И с тех пор он не менялся.
Хотя такое резкое снижение объемов экспорта поначалу объяснялось введением санкций, сегодня ослабление рубля приводит к тому, что импортировать французский сыр бри и итальянское оливковое масло стало гораздо дороже.
«Объемы импорта продовольственных товаров практически не выросли, а к концу года снизились еще больше из-за обесценивания рубля», — говорит Марк Макнейми (Mark McNamee), аналитик американской компании Frontier Strategy Group по России и Восточной Европе. Данные за ноябрь получить не удалось. «Можно с уверенностью сказать, что тенденция к снижению объемов сохранялась в течение последних нескольких месяцев».
В середине декабря курс российской валюты рухнул до 70 рублей за доллар. Вместо того, чтобы использовать валютные резервы для спасения рубля от обесценивания, глава Центробанка Эльвира Набиуллина решила дать спекулянтам и рынку время поразвлечься. Те, кто занял короткие позиции по рублю, ошиблись. За четыре месяца рубль вырос с 69,67 до 52,15 на момент закрытия в пятницу, 17 апреля. Россия проводит политику плавающего валютного курса.
«Обесценивание валюты наносит настоящий ущерб России, — говорит Макнейми. — Оно вредит российским потребителям — именно они страдают больше всего. Я могу вам сказать, что ни один из европейских клиентов не хочет уходить из России».
Макнейми указал на относительно многочисленный российский средний класс, а также на тот факт, что европейские компании в прошлом уже проходили через несколько сценариев бедствия в России, начиная с дефолтов эпохи Ельцина и до финансового кризиса 2008-2009 годов. Каждый раз России удавалось восстановиться. А для компаний, которые уходят из России в трудные времена, возвращение обратно после того, как ситуация становится благоприятной, обходится очень дорого.
Некоторые европейские экспортеры стали заключать сделки с Белоруссией и Казахстаном. Они использовали эти страны в качестве транзитных пунктов на пути в Россию.
«Внезапно Белоруссия стала крупнейшим экспортером европейских товаров в Россию, — говорит Арент Тийсен (Arent Thijsen), глава T&E Inmaxxa, частной компании по управлению состояниями. — Казахстан делал то же самое. Потом Владимир Путин положил этому конец». Подумав над тем, какая страна примет эту эстафету, он добавил: «Израиль и Турция, вероятно, станут следующими».
В июле Запад будет пересматривать санкции против России. Если их сроки продлят, Путин, скорее всего, не отменит запрет на импорт европейских продуктов питания. У российского правительства нет проблем с тем, чтобы заставить потребителей расплачиваться за это решение. У Путина не возникнет проблем с тем, чтобы убедить россиян в том, что цена на швейцарский сыр и итальянскую салями выросла на 40% из-за западных санкций против Сбербанка, ВТБ, «Газпрома», «Роснефти», «Лукойла» и других гигантов российской экономики. И, несомненно, подавляющее большинство россиян ему поверят.
Между тем, нетрудно понять, что на покупательную способность россиян повлияли вовсе не санкции. Это был курс рубля. Российским компаниям, будь то сети супермаркетов «Пятерочка» или «Магнит» или авиаперевозчик «Аэрофлот», пришлось смириться с ростом производственных затрат, поскольку курс российской валюты теперь составляет более 50 рублей за доллар, тогда как прежде он едва превышал 30 рублей.