В комментариях по поводу 13-й «Прямой линии» с Владимиром Путиным отмечался высокий интерес россиян к мероприятию. Многие комментаторы подчеркнули, что Путин уклонялся от ответов на «неудобные» вопросы, например, об убийстве Бориса Немцова. В этой связи Der Tagesspiegel (17.04) обратила внимание на фразу, к которой часто прибегал президент в ходе разговора: Возможно, мы недостаточно сделали, но мы находимся на правильном пути.
В целом медиа отметили, что в этом году Путин вел себя менее воинственно, чем раньше, и избегал агрессивных высказываний в адрес США и ЕС. Как поясняет Die Welt (17.04), нынешняя передача — прежде всего шоу для избирателей, и разговор предстоял не о геополитике, а проблемах маленького человека. «Ведь несмотря на подъем настроения после аннексии Крыма, россияне понимают, что экономическая ситуация ухудшилась. Это может повлечь негативные для Путина последствия».
Deutsche Welle (16.04) так описывает особенность «коммуникации по-российски» представителя власти и народа: это не самоуверенный избиратель требует ответа от человека, за которого он голосовал. «Наоборот, российский подданный как смиренный проситель пытается получить помощь от заботливого царя, а Путин — в патерналистском тоне — обещает улучшение».
СМИ проявили интерес к планам клуба «Ночные волки» совершить мотопробег из Москвы в Берлин. Может ли националистический байкерский клуб проехать по Берлину 9 мая или нет, задаются вопросом газеты. Особое внимание уделяется фигуре лидера мотоклуба Александра Залдостанова: медиа приводят подробности его биографии, делая упор на то, что тот является «доверенным лицом» президента Путина, организатором движения «Антимайдан», враждебно настроенного в отношении оппозиционеров.
Радиостанция Deutschlandradio (16.04) цитирует директора Германо-Российского музея Берлин-Карлсхорст Йорга Морре: «Мы не можем отказать российским гражданам (...) почтить память соотечественников, и это в том числе относится к националистическим “Ночным волкам”. На нашей территории вспомнить может каждый, а вот проводить политическую демонстрацию — нет».
«Ночные волки» хотят предотвратить «узурпацию» Великой Отечественной войны со стороны Запада, но фатальным является то, что в России мало кто знает настоящую историю: ее концепцию всегда вырабатывали власть имущие, пишет Die Tageszeitung (17.04).
Ряд изданий обратил внимание на сообщение греческих и немецких СМИ, согласно которому Москва намерена выплатить Афинам пять миллиардов евро в рамках проекта строительства «Турецкого потока». Издания обращали внимание на крайне «непрозрачные» источники информации, а также на опровержение Кремля, но возможную сделку все же обсуждали. В отношениях России и Греции мало что понятно, резюмировала Frankfurter Allgemeine Zeitung (20.04).
Телеканал ARD (18.04) привел со ссылкой на информагентство dpa слова греческих финансовых экспертов о том, что им сложно представить себе, как могут поступить деньги за неодобренный Брюсселем проект. СМИ поясняют, что как только трубопровод «дойдет» до турецко-греческой границы, к нему будут применяться те же конкурентно-правовые нормы ЕС, которые привели к краху «Южного потока».
Отношения Москвы и Афин находятся сейчас под особым наблюдением, пишет влиятельная Die Zeit (17.04). Евросоюз опасается того, что греческое правительство укрепит связи с Кремлем на фоне жесткого курса экономии, предписанного ЕС погрязшей в долгах Греции.
«Большая семерка» проявила непреклонность: Россия пока не вернется в клуб могущественных держав — так комментировали СМИ итоги саммита G7 в Любеке. Условием возвращения России является урегулирования украинского конфликта, заметили медиа. В тоже время некоторые аналитики подчеркнули, что президент Путин и министр иностранных дел Лавров перенесут вынужденное отсутствие на встрече: ведь польза саммитов G7 (прежде G8) — сомнительна, а результаты — скудны.
Авторитетный Der Spiegel (16.04) пишет: «Правда состоит в том, что Путину G7 не нужна, его министру иностранных дел — тоже. Наоборот, Москва знает, что Западу нужна Россия, когда речь идет о ключевых вопросах: борьба с исламским террором, противодействие становлению ядерной державы в лице Ирана, сохранение шаткого перемирия в Восточной Украине».
В поле зрения СМИ оставались события на Украине. В статье под заголовком «Америка подливает масло в украинский огонь» известный публицист и историк Михаэль Штюрмер критикует отправку американских военных инструкторов на Украину (Die Welt, 20.04). Он напоминает, что Минские соглашения, заключенные при активном участии канцлера Германии, сохраняют силу, а лучшего средства преодолеть кризис не предвидится.
Ангела Меркель должна проявить непреклонность и сказать: «никакого оружия, никаких солдат», считает Штюрмер. Он предупреждает: в настоящее время экспериментальным методом устанавливаются новые правила общения двух ядерных держав — России и США, — и это таит большую опасность.
В другом материале Die Welt (20.04) отмечает, что военные инструкторы — утешительный приз американской политики безопасности. «Их всегда отправляют в случае, если Вашингтон не может решиться на более активные действия, но при этом не хочет, чтобы его упрекали в бездействии». Газета напоминает о том, что ранее Белый дом отверг просьбу Киева и отказался поставлять оружие на Украину.
В некоторых публикациях, посвященных гибели Олеси Бузины, подчеркивается, что на Украине распространено мнение о причастности Москвы к убийству. «Считается, что преступление призвано углубить раскол общества в стране, которую сотрясают экономический кризис и война против сепаратистов» (Die Welt, 18.04).
Украинские блогеры даже утверждают, что Бузину специально застрелили в тот день, когда транслировалась «Прямая линия» с Владимиром Путиным: таким образом президенту предоставили возможность отвлечь внимание аудитории от нераскрытого убийства Бориса Немцова (Berliner Zeitung, 21.04).