Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Цены на нефть восстанавливаются

© REUTERS/Brendan McDermidЕвропа переосмысливает свою зависимость от ливийской нефти
Европа переосмысливает свою зависимость от ливийской нефти
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Когда нефть марки Brent в среду превысила отметку 68 долларов за баррель, установив рекорд за 2015 год, аналитики начали отказываться от своих прежних прогнозов. Но повышение цен может оказаться непродолжительным. Похоже, что биржевые спекулянты просто сорвали стратегическую игру Саудовской Аравии, которую она ведет против американских компаний, добывающих сланцевую нефть.

Когда нефть марки Brent в среду превысила отметку 68 долларов за баррель, установив рекорд за 2015 год, аналитики начали отказываться от своих прежних прогнозов, в которых они говорили о 40-50 долларах. Но повышение цен может оказаться непродолжительным. Похоже, что биржевые спекулянты просто сорвали стратегическую игру Саудовской Аравии, которую она ведет против американских компаний, добывающих сланцевую нефть.

Прогнозирование нефтяных цен - рискованное занятие. Их уровень определяется множеством политических, экономических, психологических и климатических факторов, которые невозможно смоделировать с большой точностью. Поэтому аналитики высказывают предположение, что цена Brent поднимается из-за неожиданно быстро роста спроса в Китае, очередной волны беспорядков в Ливии, где закрылся важнейший нефтяной порт, снижения запасов в США, продолжения боевых действий в Йемене и ряда других событий.

Но причина повышения нефтяных цен может быть и другой. Дело в том, что хедж-фонды удерживают длинные позиции по 550 тысяч фьючерсов и опционных контрактов. А это 550 тысяч баррелей воображаемой нефти. Это требует дополнительных доказательств, но когда реальный объем предложения составляет около 92,5 миллиона баррелей в день, а фьючерсные рынки продают и покупают примерно один миллиард баррелей в день, биржевые спекулянты в установлении цены становятся намного важнее, чем факторы из реального мира. Но биржевики прислушиваются к аналитикам, которые изо всех сил стараются учитывать факторы реального мира. А это значит, что возникает определенное взаимовлияние и искажение, из-за чего сдвиги цент становятся еще более непредсказуемыми.

Но иногда за всем этим шумом и гвалтом из виду ускользает более важная картина.

Я предсказывал сегодняшнее восстановление цен в ноябре прошлого года. Самым важным фактором является уменьшение нефтяных инвестиций в результате прошлогоднего резкого снижения цен. Высокопоставленный руководитель из саудовского государственной нефтяной компании Aramco заявил в марте, что во всем мире в предстоящие два года будет отменено проектов на общую сумму один триллион долларов. Нефтяные компании постоянно сообщают о том, как они сокращают рабочие места и отказываются от проектов. Уменьшается также число буровых установок в США, из-за чего американское Управление по информации в области энергетики в прошлом месяце сделало прогноз о том, что добыча нефти будет снижаться с июня по конец сентября.

Отказавшись прошлой осенью сократить добычу, и тем самым вызвав падение цен, Организация стран-экспортеров нефти хотела прежде всего нанести удар по американским нефтяным копаниям, ведущим добычу в сланцевых породах, потому что у них стоимость добычи выше, чем на большинстве месторождений Ближнего Востока, бывшего Советского Союза, Африки и Латинской Америки. Но мрачные настроения распространились по всей отрасли, и в этом году биржевые дельцы хватаются за любые, даже самые незначительные новости, чтобы поднять цены. Вследствие этого 50 долларов за Brent продержались недолго, и нанести мощный удар по американским компаниям, использующим технологию гидроразрыва пласта, они не сумели. Американцы выжили, а при нынешних ценах мы можем ожидать, что сланцевая нефть пойдет в ограниченное контрнаступление.

Саудовцам нужно было больше времени, а еще какое-нибудь деструктивное событие, например, возвращение Ирана на рынки нефти, чтобы их игра произвела опустошительное воздействие. Но успех оказался лишь частичным. Нефтяное королевство показало, что по-прежнему обладает большой властью на рынке. Оно очень сильно напугало нефтедобывающие компании в США, которые используют большую долю заемных средств и работают с низкой нормой прибыли. Оно также вернуло себе некоторую долю рынка, вынудив других игроков сократить инвестиции. Но ведя торги на базе саудовской угрозы, финансовые спекулянты в действительности ослабили эту угрозу.

Вполне может оказаться, что своими действиями саудовцы, добытчики сланцевой нефти и хедж-фонды создали новый паритет, и нынешние цены продержатся еще какое-то время. Благодаря игре саудовцев операторы сланцевых месторождений достаточно хорошо понимают риски и умеряют свои амбиции. Саудовцы, со своей стороны, не могут увеличить добычу достаточно быстро для того, чтобы причинить сланцевым оператором еще больше огорчений, и для них цена в 65-70 долларов вполне комфортна. Комфортна она и для стран, не входящих в ОПЕК, таких как Россия, которая девальвировала свою валюту и в основном справилась с последствиями такой девальвации. Текущий российский бюджет сверстан на основе 50 долларов за баррель марки Brent, и дополнительные доходы Москва будет только приветствовать.

Когда цены стабилизируются, недовольны будут только спекулянты. Они любят волатильность. А когда рынок в равновесии, они могут делать ставки только на сенсационные заголовки в новостях. Конечно, будут взлеты и падения, но в основном до конца года нефтяной рынок должен стать более стабильным.