Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Российский супер-танк скопировал немецкие идеи

Автоматическая башня, минимальное количество членов экипажа — по словам военных экспертов, появление нового танка «Армата» стало поистине революционным. Но далеко не все новинки в нем являются по-настоящему таковыми: некоторые из них были придуманы при работе над танком, который должен сменить модель Leopard.

© РИА Новости Антон Денисов / Перейти в фотобанкТанк Т-14 на гусеничной платформе "Армата" во время военного парада в ознаменование 70-летия Победы в Великой Отечественной войне
Танк Т-14 на гусеничной платформе Армата во время военного парада в ознаменование 70-летия Победы в Великой Отечественной войне
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Автоматическая башня, минимальное количество членов экипажа — военные эксперты назвали появление нового танка «Армата» революционным. Но далеко не все новинки в нем являются по-настоящему таковыми: по словам немецких отраслевых специалистов, то, что в “Армате” представляется новым, было «придумано и сделано» в Германии много лет тому назад.

В начале мая Россия в ходе военного парада в Москве, посвященного юбилею победы над гитлеровской Германией, впервые продемонстрировала миру свой новейший танк «Армата». Изучив фотографии, специалисты пришли к выводу, что основная концепция российского танка была не только разработана еще 30 лет назад в западных странах, но и отчасти опробована в Германии.

Русские реализовали проект, который, как предполагалось, в Германии должен был прийти на смену нынешнему танку Leopard-2. Западные военные, эксперты и политики заговорили о «сигнале к пробуждению». Разработка нового немецкого танка уже началась, однако может занять до 15 лет — лишь тогда машина-наследница Leopard-2 может быть принята на вооружение.

Комитету по обороне бундестага сообщили недавно о том, что до 2018 года ключевые пункты проекта создания боевого танка должны быть выработаны совместно с компаниями-производителями. К 2030 году истечет срок эксплуатации машин модели Leopard-2. До сих пор было произведено около 3300 танков этого типа. Что касается нового проекта, то на его разработку, очевидно, вновь уйдет несколько миллиардов евро.

Производство одного танка Leopard-2 обходится в сумму от девяти до десяти миллионов евро. Есть, однако, вопросы, относительно условий, при которых два крупнейших немецких предприятия, задействованных в производстве Leopard — Krauss-Maffei Wegmann, являющийся генеральным подрядчиком, и Rheinmetall — поставщик пушек, систем наведения и боеприпасов — будут участвовать в новом проекте.

Танк «Леопард 2 А6»


Специалисты отрасли указывают на то, что новая модель немецких танков уже давно могла бы появиться. Однако падение Берлинской стены в 1989 году привело к прекращению крупнейшего проекта бундесвера. Но еще в 1995 году были планы по организации тендера на разработку «Новой бронированной платформы», на основе которой появилось бы целое семейство новых боевых танков, бронетранспортеров, а также систем ПВО.

После распада Советского Союза и Варшавского договора, означавшего окончание холодной войны, угроза с восточного направления, казалось бы, исчезла. Продолжилась работа лишь над бронетранспортером Puma, который должен был сменить устаревшую модель Marder. Интересно, что, согласно планам развития бундесвера, модель-наследница Leopard-2 должна была быть на вооружении не позднее 2015 года. Но вместо этого без малого дюжину своих новых танков Т-14 представил миру Владимир Путин. Т-14 — преемник танка Т-72, разработанного еще в начале 1970-х годов. Теперь русские говорят о чудо-танке, а уважаемое британское специализированное издание Jane’s о революции в танкостроении.

Итак, в итоге новейший боевой танк в мире производится на предприятии «Уралвагонзавод», а не на немецких заводах Krauss-Maffei Wegmann (KMW) или Rheinmetall. «Армата» — это сигнал к пробуждению от спячки, в которой мы находились с 1990-х годов«, — сказал эксперт отрасли, пожелавший остаться неназванным. «У Т-14 есть очевидные преимущества — даже по сравнению с последними модификациями Leopard-2». Отраслевой специалист: «То, что в “Армате” представляется новым, вовсе не является новым — все это было изобретено и сделано в Германии». По словам экспертов, все дело было в отсутствии воли и денег на осуществление проекта.

Факт состоит в том, что русским удалось остановить спираль постоянного утяжеления танков. После Второй мировой войны масса бронемашин постоянно росла, потому что им требовалась все более мощная защита от все более мощных орудий противника. Боевая масса Leopard-2 постепенно выросла с 55 до 63 с лишним тонн. У американского танка Abrams M1 и британского Challenger каждая новая модификация также становилась все тяжелее и тяжелее. Однако постоянно растущая масса автоматически означает потерю маневренности, делает проблематичными переправы по мостам, а также ограничивает возможности переброски бронетехники, в частности, по воздуху.

Русские же сумели остановить рост массы танков. В отличие от Leopard-2, у которого экипаж состоит из четырех человек, у Т-14 он состоит лишь из трех. При этом впервые в башне танка никого нет — боеприпасы подаются в пушку автоматически. Кроме того, по словам экспертов, экипаж, находясь внутри корпуса танка, лучше защищен от внешнего воздействия.

Исследованиям основной концепции — с полностью автоматической башней и сокращенным до минимума экипажем, находящимся в глубине корпуса — в Германии еще в конце 1980-х годов была посвящена программа «Боевой танк-2000» (Panzerkampfwagen-2000). За ее реализацию отвечали компании Krauss-Maffei (сегодня Krauss-Maffei Wegmann) и MaK (ныне часть концерна Rheinmetall). Специалисты оценивают массу нового танка Т-14 в 48 тонн, что существенно меньше массы моделей Leopard-2, Challenger и Abrams.

Эксперт по танковой технике Рольф Хильмес (Rolf Hilmes), бывший руководящий сотрудник образовательного центра бундесвера, предостерегает от характеристики Т-14 как «чудо-танка». По его словам, в башне, в которой отсутствует экипаж, «все функции должны стать автоматическими». Попадание в нее может привести к утрате огневой мощности и, таким, образом, выводу танка из строя. Ручное управление танком в чрезвычайной ситуации не представляется возможным, замечает Хильмес. Кроме того, хорошо защищенному экипажу, находящемуся внутри корпуса танка, требуется очень сложное оборудование для наблюдения за ситуацией на поле боя.

Эксперт усмотрел в новом Т-14 технические параллели с идеями немецких инженеров, которые они выдвигали уже много лет назад. По его словам, при наличии политической воли разработка новейшего танка могла бы быть профинансирована и в Германии. При этом он по своим характеристикам «ни в чем не уступал бы Т-14». Специалисты высоко оценивают мощь брони нового российского танка, однако пока не совсем понятно, какова огневая мощь его 125-миллиметровой пушки. По их мнению, она «наверняка предназначена для снарядов, содержащих обедненный уран, и имеет высокую пробивную силу». «Благодаря мощной броне, “Армата” в ближнем бою будет выглядеть предпочтительнее западных танков, потому что ее трудно будет пробить», — добавляют эксперты.

В своей публикации журнал Jane’s ссылается на российские доклады, согласно которым, «Армата» в будущем, возможно, будет оснащаться 152-миллиметровой пушкой, в силу чего ее огневая мощь еще больше вырастет. С целью увеличения огневой мощности танка Leopard-2 в прошлые годы предпринимались попытки по оснащению его 140-миллиметровой пушкой вместо нынешней 120-миллиметровой. Однако от перевооружения было в итоге решено отказаться из-за «исчезнувшей угрозы», а также высоких издержек.

В итоге, глядя на «Армату», Германии придется вернуться к былой концепции с полностью автоматизированной башней и минимальным количеством членов экипажа, говорят инсайдеры военно-промышленного комплекса, предвкушая крупные заказы. «Нам нужны новые ориентиры», — сказал один из них. «Очередная модернизация Leopard мало что даст». Есть, впрочем, мнение, что «Армата» не обязательно приведет к разработке принципиально новых танков в Европе, однако, наверняка будет способствовать дальнейшему обновлению уже существующих моделей.

Танк «Леопард 2»


При этом давно уже планируется разработка модели, которая придет на смену Leopard-2. Так, в 2012 году была достигнута договоренность с Францией относительно разработки «следующего поколения наземных боевых систем» (Main Ground Combat System). Летом 2014 года Krauss-Maffei Wegmann и французский государственный концерн Nexter объявили о создании совместного предприятия с равным участием и с оборотом около двух миллиардов евро в год, на котором будут трудиться около шести тысяч человек. Еще один холдинг должен быть создан с участием Нидерландов.

Из-за задержек ввиду разногласий в оценке нового предприятия подписание контракта о создании СП ожидается поздней осенью. В отрасли бытует мнение, что экспорт новейшего танка проще было бы осуществлять в случае его производства на территории Франции. Концерн Rheinmetall рассчитывает, однако, на сотрудничество с земляками из KMW. Окончательное решение будет, видимо, принято на политическом уровне.

Действительно ли новый немецко-французский танк придет на смену модели Leopard-2, пока неясно. Об этом свидетельствует и история танкостроения. Так, изначально предполагалось, что производство первого немецкого боевого танка, разработанного после Второй мировой войны — модели Leopard-1 — будет осуществляться совместно с Францией и Италией. По словам эксперта Хильмеса, тогда сторонам, однако, не удалось договориться о единой концепции.

К тому же тогдашний министр обороны Франц-Йозеф Штраус (Franz-Josef Strauß) высказался в пользу британской, а не французской пушки. В конце 1980-х годов Германия и Франция предприняли еще одну попытку в этом направлении, но и этот проект под названием «Боевой танк-90» так и остался на бумаге. Проект транспортного танка Boxer также начинался совместно с Францией — но Париж в итоге вышел из него.

Эксперты едины во мнении, что новый российский танк Т-14 окажет сильное влияние на дальнейшее развитие всей отрасли. Россия планирует построить 2300 таких танков. К этому могут прибавиться машины, произведенные на экспорт. Сейчас Россия, предположительно, имеет более 9 тысяч танков Т-72, около 3500 машин модели Т-80У и около 350 Т-90. Еще у нее есть несколько тысяч более старых танков, дислоцированных к востоку от Урала.

«Армата» должна заменить устаревшие модели Т-72 и Т-80У. Для сравнения: недавно министр обороны Германии Урсула фон дер Ляйен (Ursula von der Leyen) распорядилась увеличить количество танков Leopard-2, предназначенных для бундесвера с 225 до 328.