Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

СМИ — мощный инструмент для Китая и других новых держав

© РИА Новости Максим Блинов / Перейти в фотобанкТрансляция "Прямой линии с президентом России Владимиром Путиным"
Трансляция Прямой линии с президентом России Владимиром Путиным
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
СМИ выступают в качестве одного из источников мягкой силы. Подобные процессы представляют особый интерес в контексте стран с развивающейся экономикой. Китай и Россия активно устанавливают контроль над международными новостными потоками. Китай усиливает свое международное присутствие в этой области и пытается улучшить свой имидж во всем мире. Россия разрабатывает похожую стратегию.

В момент окончания холодной войны мир был биполярным. Сегодня он является многополярным с различными центрами силы. Даже если Соединенные Штаты и становятся менее доминирующей державой, они продолжают оставаться важным игроком в современном мире. Что касается России, то она пытается сохранить то влияние, которое она имела в советскую эпоху. Европейский Союз также стремится быть важным игроком. Однако в этом ландшафте появляются новые игроки.

Такие, например, как Китай. Каким образом эти восходящие глобальные державы заявляют о себе в условиях сложного многополярного окружения?

В конце 1980-х годов западные средства массовой информации в значительной мере доминировали в мире в том, что касалось создания новостей и их распространения. Периферийные страны не только находились на принимающей стороне неравного вертикального обмена новостями, но они также были выдавлены на обочину информационными обменами между «основными» новостными потоками. По мнению американского политолога Джозефа Ная (Joseph Nye), источники мягкой силы являются средствами для достижения успеха в мировой политике.

Средства массовой информации выступают в качестве одного из источников мягкой силы. Подобные процессы представляют особый интерес в контексте стран с развивающейся экономикой. Так, например, Китай и Россия сегодня активно устанавливают контроль над международными новостными потоками. Китай усиливает свое международное присутствие в этой области и пытается улучшить свой имидж во всем мире.

Россия разрабатывает похожую стратегию, и с этой целью она, например, организовала глобальное новостное агентство «Спутник» для противодействия «однополярной» и сконцентрированной на Западе картине мира.

Москва также запустила новостной телеканал RT (Russia Today), который приглашает экспертов со всего мира для обмена мнениями, которые отличаются от взглядов тех экспертов, которые выступают на телеканале CNN и ему подобных (в том числе и по поводу украинского кризиса). Китай и Россия в течение десятилетий имеют государственные новостные агентства, а также реализуют стратегии, которые Запад называет пропагандой.

Так что же меняется? Почему мы сегодня говорим о мягкой силе? С развитием интернета и других современных медиа информация становиться все более глобальной и все более доступной. Циркуляция новостей имеет геополитические аспекты и геополитическое воздействие, в том числе в области отношений между странами.

Най не считает, что мягкая сила и пропаганда не отличаются друг от друга. В то время как мягкая сила позволяет распространять непредвзятую информацию, пропаганда не может этого делать. Однако в случае с Китаем граница между мягкой силой и пропагандой достаточно размыта. Китай все более активно занимается мировыми проблемами за пределами своих границ.

Китайские власти пытаются добиться эффективности, отвечая на поток иностранной информации, а также убедить скептически настроенную аудиторию во всем мире в том, что восхождение Китая в глобальном масштабе представляет собой позитивную новость. Китай увеличивает свое международное присутствие и предпринимает активные действия для улучшения своего имиджа во всем мире.

Глобальная медийная стратегия

Сегодня на западных медийных платформах появляется все больше и больше информации о Китае. Объясняется это различными причинами. Одной из них является китайская политическая модель, которая может выглядеть достаточно привлекательной для «внешних наблюдателей». Другая причина состоит в том, что Китай в настоящее время стал глобальным экономическим лидером.

Попробовав использовать «жесткую силу», особенно в соседних регионах в Азии, Пекин сегодня стремится улучшить свой имидж и становится своего рода альтернативой Соединенным Штатам. Привлекательность является ключевым элементом в китайской глобальной медийной стратегии, отсюда и ставка на нее в инициативах Пекина, связанных с мягкой силой.

Медийная стратегия Китая находится под государственным контролем. Главные цели этой стратегии связаны с улучшением восприятия Китая за рубежом, воздействием на китайские диаспоры, а также с улучшением имиджа страны внутри собственных границ. Главной задачей является противодействие циркулирующей в иностранных медиа информации, которая может быть негативной, в том числе относительно экологической ситуации в Китае или по вопросу о правах человека.

В начале 2000-х годов Китай создал различные информационные каналы, которые начали трансляцию на английском языке — речь идет о телеканалах CCTV (China Central Television) News и CNC World (China Xinhua News Network Corporation) — с целью создания конкуренции «признанным» международным средствам массовой информации. Очевидно, что СМИ играют ключевую роль в том влиянии, которые восходящие державы будут оказывать на мир в целом, на мир, который сам будет играть ключевую роль с точки зрения баланса сил.

Информация — это сила, и средства массовой информации являются инструментами, позволяющими восходящим державам играть свою роль на международном уровне. Такие страны как Китай сегодня хорошо подготовлены в области медийных стратегий и использования потоков информации для дальнейшего усиления своего влияния на международной арене.

Автор статьи является научным сотрудником в области коммуникации и современных медиа Университета Сен-Луи в Брюсселе.