Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Мы пытаемся спасти мировое наследие, которое ИГИЛ хочет уничтожить

© AP Photo / Militant video via AP, FileБоевики Исламского государства разрушают памятник в городе Хатра
Боевики Исламского государства разрушают памятник в городе Хатра
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В то время как ИГИЛ занимается методическими культурными зачистками в Ираке и Сирии, уничтожая не только сокровища доисламского, античного, еврейского и христианского, но и мусульманского наследия, которое они считают идолопоклонническим или еретическим, отец Наджиб рассказывает об операции по спасению, проведенной доминиканской миссией в Мосуле.

Отец Наджиб из доминиканской миссии в Мосуле: «Мы пытаемся спасти мировое наследие, которое ИГИЛ пытается уничтожить»
В то время как ИГИЛ занимается методическим сносом культурных объектов в Иране и Сирии, а также по случаю выставки «Месопотамия, перекресток культур», которая проходит 24 августа в Национальных архивах, мы расскажем о спасении доминиканской миссией в Мосуле 8 тысяч рукописей на сирийском, арамейском и арабском языках, которые являются настоящими сокровищами иракского наследия.

В то время как ИГИЛ занимается методическими культурными зачистками в Ираке и Сирии, уничтожая не только сокровища доисламского, античного, еврейского и христианского, но и мусульманского наследия, которое они считают идолопоклонническим или еретическим, отец Наджиб рассказывает об операции по спасению, проведенной доминиканской миссией в Мосуле. «Колыбель цивилизации сегодня становится колыбелью насилия, — говорит он тихим, но твердым голосом. — Мы пытаемся спасти мировое наследие, которое ИГИЛ пытается уничтожить». Его команде удалось спасти не менее 8 тысяч рукописей на сирийском, арамейском и арабском: трактаты по праву, медицине, грамматике, сборники стихотворений, проповеди, Евангелия и Кораны.

Настоящая эпопея и длительная работа


Михаил Наджиб родился в Мосуле в 1955 году в ассирийско-халдейской семье и в возрасте 24 лет решил стать проповедником. Вместо бурения нефтяных скважин — будущего, к которому он готовил себя прежде — он начал заниматься изучением рукописей из библиотеки своего монастыря. С годами его деятельность распространилась на близлежащие церкви и монастыри. Христианское присутствие в Ираке восходит к ученикам апостола Фомы. Таким образом, оно успело глубоко проникнуть в земли Тигра и Евфрата. Начиная с 1750 года, когда доминиканская миссия обосновалась в стране, неотъемлемой частью ее деятельности стала археология, изучение восточных языков и сбор рукописей. Опираясь на это богатое наследие, отец Наджиб в 1990 году основал Цифровой центр восточных рукописей. Его цель — собирать, восстанавливать, оцифровывать и каталогизировать всё письменное религиозное наследие Месопотамии. Его команда, состоящая из десяти человек — это двое священников и восемь мирян — вскоре приобрела мировую известность и в 2009 году получила техническую и финансовую поддержку от монахов-бенедиктинцев из Миннесоты.

Но с падением режима Саддама Хуссейна в 2003 году ситуация ухудшилась. «Изначально мы старались спасти рукописи от разрушительного воздействия времени. Сегодня основная угроза — исламисты». Тогда началась гонка со временем. В 2007 году после волны нападений на христианские церкви и личных угроз отец Наджиб был вынужден переехать в Бахдиду, в тридцати километрах от Мосула. Он разместил там свои мастерские и ускорил процесс сбора и оцифровки рукописей. Когда в июне 2014 он узнал о том, что ИГИЛ занял Мосул, он снова перевез в грузовике своих «детей», как он называет рукописи, в безопасное место недалеко от Эрбиля в Курдистане.

Шестого августа под угрозой оказалась Бахдида. Вместе с последними священниками отец Наджиб загрузил оставшиеся рукописи в две легковые машины и направился в Эрбиль. Туда же по дорогами шли женщины, старики и дети. 60 тысяч человек, в основном, сирийские христиане, спешно покидали город. В непрерывном потоке машин им потребовалось 5 часов, чтобы преодолеть 40 километров, отделявших их от границы. «Вдалеке уже был виден черный флаг ИГИЛ.
Нас защищали отряды пешмерга, но они не пропустили нашу машину. Тогда я начал доставать коробки с рукописями из машины и отдавать их людям, которые переходили через границу». Свистели пули. «Ты нас погубишь со своими архивами!» — кричал Ватек Гассад, светский служащий, работающий вместе с ними. Но с другой стороны границы их ждала машина, и они благополучно добрались до цели.

Сегодня боевики Исламского государства превратили доминиканский монастырь в Моссуле в тюрьму и место пыток. Команда Цифрового центра восточных рукописей продолжает свою работу в секретном месте. В Эрбиле доминиканцы оборудовали две гостиницы в центры для беженцев, стараясь обеспечивать их всем необходимым. Одновременно они привлекают внимание людей к сохранению их культурного наследия: «Без корней нас легко будет вырвать, — говорит отец Наджиб. — Именно здесь, во Франции, я понял всю важность нашей истории, нашего наследия, этого скрытого сокровища, которое сегодня нужно показать миру».

Едва прибыв в Эрбиль, он тут же отправил посылку в Париж. Внутри — жесткий диск с тысячами фотографий. Теперь рукописи точно спасены. Половина из них, которая не принадлежала доминиканской миссии в Мосуле, была уничтожена. Но теперь с фотографий можно делать репродукции. Семь из этих репродукций сейчас представлены на выставке «Месопотамия, перекресток культур», организованной Жаком Шарль-Гаффио и Жисланом Брюнелем в Национальных архивах в рамках 800-летия доминиканского ордена. Здесь же можно увидеть и несколько оригиналов, поражающих удивительной каллиграфией и миниатюрами, из доминиканского монастыря в Мосуле, Национальной библиотеки Франции и библиотеки Ватикана. На открытии выставки отец Наджиб сиял. Он думал о пройденном пути и о пути, который еще предстоит пройти: «Нужно приближать мир, не только спасая память иракцев, но и уча их жить вместе».