Греция и официальные кредиторы, очевидно, пребывают в состоянии полного взаимного непонимания и демонстрируют словесное насилие, никогда ранее не виданное на публике. Уже начался обратный отсчет времени до того момента, когда Еврогруппа должна будет решить судьбу договора и определить, войдет ли страна в новую фазу своей жизни. Сегодня у премьер-министра Греции Алексиса Ципраса запланирована официальная встреча с президентом России Владимиром Путиным. В последнее время Греция теряет друзей, даже в рамках Европейского Союза. И уже давно не в состоянии полноценно выйти на рынки.
Если выразить в цифрах разногласия, существующие между греками и учреждениями тройки, то выглядеть они будут примерно так: новые постоянные меры жесткой экономии предполагают сокращения в размере двух миллиардов евро, на что Афины не согласны. Данные меры основываются на реформах социального обеспечения (с урезанием пенсий), на увеличении налоговых сборов (повышение НДС на товары первой необходимости), а также на реформировании рынка труда и ограничениях в повышении заработной платы, включая минимальную.
С другой стороны, подобно верхушке огромного айсберга задолженностей, на поверхности показывается стоимость двух погашений кредита. Ввиду 312 миллиардов евро долга перед кредиторами, установленные сроки его выплат уже в этом году носят весьма жесткий характер.
До настоящего момента Греция, если не считать дисконта долга в 2012 году, всегда выплачивала все вовремя. Этот вычет долга, обернувшийся потерями для кредиторов, по подсчетам министра финансов Яниса Варуфакиса, позволил сократить задолженность лишь до 13%. В следующем году этот показатель дорос до 19%
Вмешательство тройки не сработало даже здесь, она, как утверждает правительство во главе с СИРИЗА, только еще глубже ввергла страну в кризис. Подавляет экономику, увеличивает задолженность, которая тяжким бременем ложится на экономику и сбросить которое в ближайшее время будет непросто. По выражению Ципраса, кредиторы шантажируют «маленькую Грецию» (ее ВВП составляет только 2% от европейского), он также обвиняет МВФ, настаивающий на своих всегдашних мерах, в «преступных» действиях.
Но теперь, когда многие рассуждают о том, что лучше бы грекам и вовсе покинуть зону евро (что происходит под бдительным наблюдением России и Китая и охваченных беспокойством Соединенных Штатов, также являющихся основным кредитором страны), впереди нас ждет худшее: афинское «жаркое лето» 2015 года. Греция сидит без денег. Поразительно, что ей еще удалось дожить до сегодняшнего дня. Ведь уже с августа прошлого года в страну перестало поступать финансирование из внешних источников.
Имея 38 млрд. евро долга для выплаты в этом году, Казначейство обязано уже к концу этого месяца вернуть 1,5 миллиарда евро МВФ; а в июле и августе требуется перевести почти семь миллиардов евро ЕЦБ и МВФ.
Между тем, важный момент заключается в том, что, если истечет срок действия текущей программы финансирования (и корректировки расходов), Греция также лишится права требовать 7,2 миллиарда евро финансовой помощи, выплаты которой несколько месяцев назад были приостановлены по отложенному на будущее соглашению.
Тройка обвиняет греческое правительство в непрофессионализме, в том, что оно обманывает электорат и искажает предложения Брюсселя. Имея на руках демократический мандат до 2019 года, правительство Ципраса выдвигает свои требования. Премьер-министр выказывает желание взаимодействовать с ЕЦБ и Европейским фондом (ESM), но отказывается работать с навязывающим свои условия МВФ.
Лак уже потрескался, теперь остается посмотреть, что произойдет с зоной евро и с Грецией. Если Афины примут предлагаемое им соглашение, это будет означать дальнейшее ужесточение бюджетной экономии с обещанием лучших дней. По подсчетам обозревателя Financial Times Вольфганга Мюнхау (Wolfgang Münchau), принять подобное (сокращение 1,7% ВВП до декабря) означает еще больше опустошить экономику. В соответствии с четырехлетним планом, «совокупный удар по экономике составит 12,6% ВВП». С начала вводимых тройкой регулировок (2010) Греция потеряла 25% ВВП.