Достаточно трудно описать масштабы строительства Никарагуанского канала, длина которого составит более 270 километров от Тихого океана к Атлантике. Многие в мире восприняли со скептицизмом «стройку века». Вместе с тем, есть подозрение, что за данным проектом стоит экономическая мощь Китая. Поднебесная рассчитывает на глобальный рост системы морской торговли.
Подготовительные работы уже начались, Их стоимость оценивается в сотни миллионов долларов. Это касается кадастровой съемки земли, прокладки маршрутов, переговоров с землевладельцами. Однако технико-экономическое обоснование проекта держится в глубоком секрете, а о негативных социальных последствиях строительства канала предпочитают не говорить. Десятки тысяч никарагуанцев должны быть переселены из зоны строительства, а тысячи гектаров земли надо передать китайской компании.
Еще одним препятствием на пути строительства межокеанского канала может стать охрана окружающей среды. Китайцы все время переносят сроки обнародования заключения по окружающей среде.
Нет никаких расчетов по экономической целесообразности строительства канала, рассчитанного под крупнотоннажные суда стандарта «Постпанамакс» (превышающие 305 метров в длину, 34 метра в ширину и с осадкой более 27 метров), которые не вписываются в габариты большинства морских портов США.
Остается открытым и такой важный геополитический вопрос: как может измениться глобальный баланс сил в мире, учитывая, что центральноамериканский перешеек на протяжении 200 лет был вотчиной Соединенных Штатов.
Независимо от затрат на строительство канала, в том случае? если участникам проекта удастся найти инвесторов, предстоит переместить такое количество грунта, что вне всякого сомнения новое гидротехническое сооружение со всей инфраструктурой станет самым крупным объектом современности.
На строительство канала необходимо будет привлечь порядка 50 тысяч рабочих. Предполагается задействовать две тысячи гигантских экскаватора, чтобы отрыть канал глубиной до 30 метров и переместить громадное количество грунта.
«Инженерного проекта такого масштаба никогда ранее не было», — заявил изданию Билл Уайлд (Bill Wild), главный советник гонконгской компании HKND Group, которая получила право на строительство канала и его последующую эксплуатацию в течение 50 лет.
Никарагуанский канал по своим масштабам можно только сравнить со строительством в Китае крупнейшей в мире ГЭС «Три ущелья» на реке Янцзы. При заполнении водохранилища было переселено 1,1 миллиона человек, что стало самым масштабным переселением в мире. В основание плотины было уложено в два раза больше бетона, чем это потребуется при сооружении трансокеанского канала.
Как рассказал Билл Уайлд, объем изъятого грунта при строительстве канала будет в 50 раз больше, чем при строительстве крупнейшей в мире китайской ГЭС.
«При сооружении ГЭС "Три ущелья" выемка грунта составила 100 миллионов кубических метров, а при строительстве Никарагуанского канала, мы ежемесячно будем перемещать точно такое же количество грунта», — сказал Уайлд.
По масштабу строительства, Никарагуанский канал намного превосходит такие сооружения в США, как висячий мост через залив Сан-Франциско в штате Калифорния или Большой бостонский тоннель (8-ми полосная магистраль, самый дорогой проект в истории строительства Соединенных Штатов).
При строительстве канала потребуется не только громадное количество тяжелой техники и строительных материалов, но и порядка 400 тысяч взрывчатых веществ, а также 1,5 миллиона галлонов дизельного топлива.
Многие поколения никарагуанцев мечтали о строительстве канала. Американцы, живущие на Атлантическом побережье, чтобы добраться в Калифорнию во времена золотой лихорадки 1849 года, отправлялись сначала на пароходе до устья реки Сан-Хуан и далее пересекали озеро Никарагуа, чтобы попасть на Тихоокеанское побережье.
В конце 19 века американские инженеры всерьез стали изучать возможность строительства канала на территории Никарагуа, но появление почтовой марки с изображением извержения вулкана Момотомбо так напугало американских законодателей, что они выступили против — было решено построить канал в Панаме.
Тем не менее, вековая мечта Никарагуа о сооружении канала не умерла. Новый толчок к реализации проекта дала поездка сына президента Никарагуа — Лауреано Ортеги в Пекин.
Следует отметить, что президент Никарагуа Даниэль Ортега, в прошлом возглавлявший партизанское движение в этой центральноамериканской стране и пришедший вновь к власти на волне популистских и антиимпериалистических лозунгов, является ярым сторонником рыночных реформ.
Сын Ортеги учился в Миланской консерватории имени Джузеппе Верди в Милане и любит петь партии из опер Пуччини и Верди.
Но в Пекине он исполнил другую партию. Дело в том, что Лауреано Ортега является советником национального агентства по продвижению экспорта и привлечению инвестиций Республики Никарагуа «ПроНикарагуа».
«В Пекине Лауреано Ортега провел переговоры о возможности участия китайцев в строительстве канала, и они высказали свой интерес к данному проекту», — рассказал глава уполномоченного органа по строительству канала Мануэль Коронель Каутц (Manuel Coronel Kautz).
Китайские чиновники посоветовали Лауреано Ортеги переговорить с министром инфраструктуры и председателем Банка Китая. Они в свою очередь выразили готовность передать ему список китайских бизнесменов, которые могли бы проявить заинтересованность в реализации данного проекта.
В списке оказался и миллиардер Ван Цзин, телекоммуникационный магнат с мощными связями в Коммунистической партии Китая и Народно-освободительной армии. Было решено встретиться.
Начались переговоры, которые завершились в июне 2013 года, когда Национальное собрание страны, подконтрольное Даниэлю Ортеге, одобрило проект под громким названием «Великий трансокеанский канал Никарагуа». Согласно договору между правительством Никарагуа и частной транснациональной компанией HK Nicaragua Canal Development Investment Co Ltd (HKND), после окончания строительства компания будет полностью распоряжаться каналом в течение 50 лет, затем передаст 51% акций никарагуанским властям, а спустя еще полвека Никарагуа станет владеть 99% акций.
Китайское правительство утверждает, что не имеет ничего общего с проектом строительства Никарагуанского канала, и технически это правильно. Однако все крупнейшие компании находятся в подчинении Коммунистической партии Китая и подконтрольны китайскому правительству, которое выступает в качестве подрядчика.
Даниэлю Ортеге и Сандинистскому фронту на руку тот информационный бум, который развернулся на фоне строительства канала. Согласно опросу общественного мнения, проведенному в конце мая, 53% никарагуанцев поддерживают нынешнего президента, что делает его одним из самых популярных лидеров в Латинской Америке.
В руках Ортеги сосредоточены почти все рычаги власти. Ему полностью подконтрольны конгресс, Избирательный совет, Верховный суд, армия, полиция, большинство средств массовой информации.
Оппозиция находится в изоляции, в первую очередь, те, кто задают неудобные вопросы по поводу строительства канала.
Восьмидесятилетний поэт Эрнесто Карденал, который занимал пост министра культуры в сандинистком правительстве в 80-е годы, сейчас непримиримый противник Ортеги — называет нынешний проект строительства канала «чудовищем».
Крестьяне обеспокоены возможностью экспроприации земли и экологической катастрофой, которая может произойти вследствие строительства канала. Правда, некоторые из них признают, что строительство канала может изменить облик страны в лучшую сторону.
«Строительство канала, наверное, принесет больше пользы, чем вреда, — считает глава Союза сельскохозяйственных товаропроизводителей Никарагуа Майкл Хили Лакайо (Michael Healy Lacayo). — Сейчас у нас темпы экономического роста составляют где-то 4% — 5% в год. По завершению строительства канала, мы бы смогли увеличить этот показатель до 10%».
В свою очередь ректор столичного университета, официальный представитель проекта канала Талавера Силес (Talavera Siles) полагает, что для того, чтобы покончить с бедностью в стране, необходимо проводить в жизнь грандиозные проекты и трансформировать страну.
Только таким образом, Никарагуа сможет вырваться из порочного круга бедности. В настоящее время Никарагуа занимает второе место после Гаити по уровню бедности в странах Латинской Америки и Карибского бассейна.
Талавера Силес заявил, что после ввода в строй канала и всей прилегающей инфраструктуры будут созданы 200 тысяч прямых и косвенных рабочих мест. Проект предусматривает создание обширной зоны свободной торговли, где будут работать около 5000 предприятий в сфере торговли, производства, логистического обеспечения и судоходства. Это позволит дополнительно создать еще 113 тысяч рабочих мест.
В случае успешной реализации проекта ВВП Никарагуа вырастет в два раза и составит 25 миллиардов долларов.
Но есть и негативные моменты в реализации строительства канала — потеря сельскохозяйственных угодий. Как ожидается, в концессию гонконгской компании будет передано 163 тысячи гектаров земли. Правда, официальный представитель HKND Лилиана Ли (Liliana Li) заявляет, что речь идет о 109 тысячах гектаров.
Тем не менее, планируется передать участок земли, площадь которого в 19 раз больше площади Манхэттена в Нью-Йорке.
Ученые также заявляют о том, что не было проведено достаточно исследований о последствиях строительства канала.
«Если крупнотоннажные морские суда начнут проходить через озеро Никарагуа, каким образом они могут повлиять на крупнейший пресный водоем Латинской Америки? Приведет ли это к уничтожению редких видов млекопитающих, которые находится на грани исчезновения», — говорит вице-президент Академии наук Никарагуа, молекулярный биолог Хорхе Уэте-Перес (Jorge Huete-Pérez).
Уэте-Перес негативно относится к предлагаемому маршруту канала, который пройдет от устья реки Брито на Тихоокеанском побережье до устья реки Пунта-Горда на берегу Атлантического океана. В этом случае в зоне строительства канала «окажется область глобального биоразнообразия».
Озеро Никарагуа, представляет собой уникальное место, в нем водятся пресноводные акулы.
Когда мы спросили об этом главу уполномоченного органа по строительству канала Мануэля Коронеля Каутца, который провел молодые годы на берегу озера Никарагуа, то он рассказал нам, что в детстве часто охотился на пресноводных акул.
«Бывало в сезон, мы отлавливали до пяти особей длиной до трех метров, — вспоминает Каутца, и продолжает. — В округе, в джунглях и болотах водились ягуары, тапиры, броненосцы, муравьеды и гигантские анаконды. Местные жители постепенно отвоевывали у природы земли и строили на них дома и загоны для скота. Ежегодно мы теряем до 70 тысяч гектар девственных лесов».
Возникает вопрос: что хуже — бесконтрольная вырубка лесов или строительство межокеанского канала?
31 мая 2015 года китайская компания сообщила, что завершена полная экологическая экспертиза проекта. Однако, так до сих пор, так и не было обнародовано 14 томное исследование, содержащее 11 тысяч страниц текста и диаграмм.
Поездка по предлагаемому маршруту канала показала, что девственные леса здесь — большая редкость. Юго-восточная часть Никарагуа подверглась варварской вырубке лесов, включая такие заповедные зоны, как Cerro Silva и Punta Gorda.
Китайцы планируют построить в зоне строительства канала девять лагерей для рабочих, в каждом из которых будут проживать 5,4 тысячи человек. Проход в лагеря будет строго ограничен для посторонних, кроме того здесь будет запрещена продажа алкоголя и наркотических средств.
Как ожидается, на строительстве объекта будут трудиться 12,5 тысяч китайских специалистов, остальная часть рабочих будет привлекаться среди местного населения и приезжих из соседних стран.
Представители HKND заявили, что на территории строительства канала не допустят незаконной торговли, нелегальной занятости и проституции. Однако местные жители полагают, что бордели будут процветать рядом с лагерями.
«От этого никуда не деться, — делится своими впечатлениями один из местных жителей — Я вспоминаю, что когда я работал на плантации сахарного тростника, то каждые 15 дней нам причиталась зарплата и выходной. Проблем как расслабиться у нас не было, а ведь нас там было около двух тысяч человек».
При строительстве канала рабочая смена будет длиться 12 часов. Работать придется без выходных до шести недель.
Главная проблема при строительстве столь грандиозного сооружения — куда девать гигантское количество вынутого грунта. Планируется обустроить 35 полигонов, где он будет складироваться с последующим обустройством под громадные насыпи с небольшим наклоном площадью почти в 18 тысяч гектаров, которые впоследствии можно будет использовать для сельскохозяйственных нужд. Гонконгская компания HKND Group также обещает провести работы по восстановлению леса.
В настоящее время уже ведутся работы по строительству подъездных путей, а также геологоразведочные работы, несмотря на то, что пока не вынесено окончательного решения по воздействию на окружающую среду.
Никарагуанские чиновники говорят, что основной этап работ начнется в конце текущего года.
Спешка и секретность — основные черты данного проекта.
Китайский магнат Ван Цзин пообещал закончить строительство канала к 2020 году.
«Ван Цзин спешит, — говорит глава уполномоченного органа по строительству канала. — Независимые эксперты убеждены, что на строительство канала потребуется 8-10 лет. Когда я ему об этом сказал, то он не согласился с экспертной оценкой. Он готов привезти столько инженеров, сколько потребуется и построить канал за пять лет».
Официальный представитель HKND госпожа Ли недавно заявила, что компания готова компенсировать все потери переселенцев, включая обеспечение их жильем и землей.
«Все граждане, вынужденные покинуть зону строительства канала могут быть спокойны. Земельный вопрос будет решен честно и справедливо», — указывается в официальном заявлении компании.
С начала строительства канала в Никарагуа прошли 44 акции протеста. При подавлении протестов полицейский спецназ и солдаты применили слезоточивый газ и резиновые пули, есть раненые.
«Я знаю, что мой телефон прослушивают», — заявил изданию активист-эколог Франклин Брисеньо Мартинес (Franklin Briceño Martínez). Мартинес десять лет прослужил в рядах вооруженных сил Никарагуа и до последнего был ярым сторонником сандинистов. Сейчас он в оппозиции и считает, что Никарагуанский канал станет своего рода плацдармом для китайского вмешательства. По его мнению, на смену американской гегемонии приходит гегемония китайская.
«Мы столкнулись с новой колонизацией Китая. Мы не хотим войны. Но мы не хотим быть рабами азиатской культуры », — заявил изданию Мартинес.
Официальный представитель администрации по строительству канала Талавера не разделяет тревоги Мартинеса, и напоминает, что Панамский канал в течение длительного времени находился под полным контролем американцев.
«Панамцы, чтобы попасть в зону Панамского канала должны были получить специальное разрешение американской администрации. В зоне канала располагалось Южное командование США, действовали американские законы, — рассказывает Талавера. — В Никарагуа все будет не так. В зоне канала будет находиться только национальная полиция, а не китайская полиция. Защита национального суверенитета ляжет на плечи никарагуанской армии, будут действовать законы нашей страны. Никарагуанцы будут иметь свободный доступ в зону канала».
Правительство США пока не высказало своей официальной позиции по поводу строительства Никарагуанского канала. Посольство США в Манагуа в январе этого года опубликовала заявление с призывом к правительству Ортеги обеспечить прозрачность к доступу информации, имеющей отношение к каналу.
Заслуживает внимание интервью бывшего государственного секретаря США Генри Киссинджера, которое он дал китайскому журналу Caixin в конце марта.
«Сейчас мы является великими мировыми державами. По некоторым вопросам мы тесно сотрудничаем, по другим вопросам наши позиции расходятся. Я не думаю, что участие Китая в строительстве канала представляет угрозу для США, если кончено китайцы не начнут там строить военно-морскую базу», — заявил Киссинджер.
Пока не понятно, каким образом китайский миллиардер собирается собрать столь внушительную сумму (50 миллиардов долларов) на строительство канала. Собственных средств у него недостаточно, по оценке журнала Forbes, его состояние оценивается в 7,7 миллиарда долларов.
Компания HKND заявила, что деньги будут собраны путем размещения акций на фондовой бирже. Однако когда и где это произойдет, компания не уточнила.
Советник президента Ортеги, Байардо Арсе, заявил 25 мая, что проект сейчас взял временную передышку. Он довольно туманно рассуждал, о том, что пока денег на строительство канала нет. При этом отказался вдаваться в детали проблемы.
Адвокаты чикагской юридической фирмы Kirkland & Ellis, нанятые Вангом, предупреждают, что будут серьезные проблемы с изъятием земли под строительство канала.
Как сообщил изданию Коронель, сейчас над этим вопросом работают до 20 никарагуанских юристов. Они уже начали переговоры с землевладельцами по вопросу компенсаций. Окончательно этот вопрос разрешится до конца текущего года. К этому же сроку планируется решить вопрос с размещение акций на фондовой бирже.
«Есть надежда, что от четырех до десяти китайских компаний готовы купить акции, так что проблема будет решена. Китайская Alibaba Group — один из крупнейших в мире игроков в сфере онлайн-коммерции мог бы спокойно купить, скажем, миллион акций, китайские железнодорожные компании купят еще миллион акций, почему нет?», — сказал Коронель.
Рональд Маклин (Ronald MacLean), боливийский политик, который до начала этого года возглавлял пресс-службу HKND уверен, что строительство канала преобразит Никарагуа.
«Я думаю, что Никарагуа станет самой процветающей страной в Центральной Америке. Я хотел бы сделать то же самое для Боливии», — заявил изданию Маклин.