Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Бойтесь четырех опасностей для Европы: Греции, России, мигрантов и выхода Британии

Самая большая опасность — это греческий дефолт и выход из еврозоны

© AP Photo / Petros GiannakourisГраффити на улицах Афин
Граффити на улицах Афин
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Четыре всадника скачут по Европе: греческий финансовый кризис, нелегальная миграция в Средиземноморье, российская агрессия и британская угроза выйти из ЕС. Любой из этих вопросов может занять центральное место в повестке саммита Евросоюза. И каждый способен изменить основополагающий характер ЕС. Укротить этих четырех всадников будет непросто.

Четыре всадника скачут по Европе: греческий финансовый кризис, нелегальная миграция в Средиземноморье, российская агрессия и британская угроза выйти из ЕС. Любой из этих вопросов может занять центральное место в повестке саммита Евросоюза. И каждый способен изменить основополагающий характер ЕС.

Самая большая опасность — это риск греческого дефолта и выхода страны из еврозоны. Выход Греции будет иметь непредсказуемые последствия, причем не только для Греции, но и для ЕС. Он поставит под сомнение общее направление движения еврозоны в сторону более тесной интеграции и может вызвать цепную реакцию в более слабых странах-членах.

Приближается срок погашения Грецией долга перед МВФ на сумму 1,6 миллиарда долларов, и похоже, что одна из сторон пойдет на уступки. Греческому премьер-министру Алексису Ципрасу предстоит трудная битва в Европейском совете. Ему надо убедить скептически настроенных кредиторов типа Германии и Финляндии, а также должников, таких как Испания и Португалия, что сделка не позволит Афинам соскользнуть с крючка. Чтобы договоренность состоялась, греческому лидеру надо также убедить сомневающихся заднескамеечников, что он не уступает требованиям Брюсселя. Ему нужно облегчение долгового бремени.

Российская агрессия — вторая угроза по степени опасности, поскольку здесь оспаривается способность ЕС защищать европейский порядок. На востоке Украины люди продолжают гибнуть ежедневно. Во втором минском соглашении о прекращении огня есть масса изъянов, но большинство европейских государств не хотят от него отказываться. Они считают, что им нужна помощь России на иранских ядерных переговорах, а также для урегулирования гражданской войны в Сирии.

Пакет санкций продлили на шесть месяцев, а те, что связаны с аннексией Крыма, на один год. На этой неделе лидеры ЕС могут пойти еще дальше, подтвердив свои обязательства об увеличении военных расходов, которые они взяли на себя в прошлом году на саммите НАТО в Уэльсе. Укрепление связей ЕС-НАТО подаст важный сигнал Москве.

А теперь о третьем кризисе. За первые шесть месяцев 2015 года погибли 1 868 мигрантов, пытавшихся переплыть Средиземное море из Северной Африки. По данным Международной организации по миграции, до Европы добрались примерно 114 тысяч мигрантов. В основном они попали в Италию и Грецию.

ЕС пытается демонстрировать жесткость. На этой неделе он начал операцию под руководством Италии по слежению за морскими перемещениями контрабандистов. ВМС европейских стран могут начать высаживаться на перевозящие мигрантов суда и арестовывать их. Для этого составляется соответствующий мандат ООН. Третьим, и весьма неоднозначным этапом станут операции в ливийских водах по срыву контрабандистских схем и уничтожению судов.

Самые тяжелые дебаты в совете будут идти по вопросу предложенной недавно системы квот. Она ослабит нагрузку на такие страны как Италия и Греция, позволив распределить 40 тысяч ищущих убежища мигрантов по всей территории ЕС. Многие, в том числе, Британия, Франция, центрально- и восточноевропейские страны, возражают против системы квот.

Однако у Италии возникло ощущение, что остальные страны ЕС оставили ее наедине с трудностями, и теперь она грозит давать мигрантам временные визы, чтобы те могли пересекать европейские границы. Франция уже заявила, что может в связи с этим установить пограничный контроль. Шенгенский кодекс о границах разрешает временно вводить пограничный контроль в случае массового наплыва мигрантов, однако на сей раз его применение будет вызвано не неожиданным увеличением миграции, а ослаблением европейской солидарности. Это может поставить под вопрос один из основополагающих принципов ЕС — свободу передвижения.

А это подводит нас к четвертой проблеме, которая хотя и не является кризисом (пока), но будет занимать умы европейских лидеров весь предстоящий год. Саммит даст Дэвиду Кэмерону возможность изложить план реформ ЕС перед проведением референдума о выходе Британии. Но у других лидеров может возникнуть впечатление, что Кэмерон в Брюсселе готов идти на компромиссы, и у них появятся доводы в пользу оставления Британии в составе ЕС. А это важно: чем меньше у Кэмерона союзников в совете, тем труднее будут идти переговоры.

Укротить этих четырех всадников будет непросто. Сделать это можно лишь в том случае, если государства отдадут приоритет общеевропейскому решению, отказавшись от узких национальных интересов. Случающиеся одновременно многочисленные кризисы стали новой нормой, и руководителям ЕС необходимо противостоять это четверке вызовов, если они не хотят допустить развала Евросоюза.