В природе не существует людей, у которых суставы действительно гнутся в обе стороны, хотя у некоторых из нас суставы действительно очень эластичные. И это свойство может приводить к весьма неожиданным эффектам, утверждает корреспондент BBC Future.
Несомненно, вы знаете кого-нибудь (или, что более вероятно, знали в детстве), кто хвастал тем, что у него суставы гнутся в обе стороны. В доказательство эти хвастуны сгибали большой палец в обратную сторону так, что он мог коснуться их запястья. Однако, несмотря на все их хвастовство, эти мастера представлений со школьного двора на самом деле не являются медицинскими феноменами. По крайней мере, люди не могут иметь суставы, гнущиеся в обе стороны. А как же эти хвастуны, чьи тела и конечности способны вихляться самым невероятным образом, как на шарнирах? Они просто-напросто необычайно гибкие.
Врачи и ученые называют это гиперподвижностью или эластичностью суставов. Это всего лишь означает, что некоторые люди могут сгибать свои суставы сильнее, чем другие. Большинство из нас могут отогнуть большой палец на несколько градусов, но некоторые могут отогнуть его под большим углом. Мы все можем согнуться в талии, однако некоторым индивидам их пояснично-крестцовые суставы позволяют откинуться назад и положить обе руки на пол. Каждый из нас может широко расставить ноги, однако только у некоторых тазобедренный сустав настолько подвижный, что это позволяет им садиться на шпагат.
И для того, чтобы можно было говорить о гиперподвижности суставов, такая гибкость должна быть врожденной, а не приобретенной в результате тренировок или растяжек. Некоторые атлеты и танцоры, например, могут, в конце концов, путем тренировок добиться, чтобы их тела становились все более и более гибкими, однако та гиперподвижность суставов, которая занимает нас прямо сейчас, является врожденным свойством.
Для того чтобы понять, за счет чего сустав может быть более или менее гибким, требуется краткий урок анатомии человека. Существуют два фактора, которые ограничивают подвижность суставов: форма костей и хрящей, или связок. Майкал Хабиб, анатом и специализирующийся на позвоночных палеонтолог из Университета Южной Калифорнии, утверждает: «Вам могут тяжело даваться физические нагрузки — это может происходить из-за того, что что-то упирается во что-то, — или у вас может быть связка, которая будет держать все на своем месте».
Крючки и пазы
Если человек может отогнуть большой палец до запястья, то обычно это происходит из-за того, что его связки позволяют ему это делать. «Если у вас от рождения ослабленные связки, то они будут более подвижны», — говорит Хабиб.
С другой стороны, некоторые из тех индивидуумов, у кого суставы словно гнутся в обе стороны, обязаны своей гибкостью строению собственных костей. Типичный случай гиперподвижности относится к суставам локтей. Некоторые люди способны так согнуть свой локтевой сустав в «неправильном» направлении, что получится угол, превышающий 180 градусов.
Существует некий отросток кости, который формирует острую часть плеча, он называется локтевой отросток или olecranon. «У него есть маленький крючок, хотя на самом деле этот крюк — довольно большой», — объясняет Хабиб. Этот крюк находится в небольшом пазу, расположенном с тыльной стороны плечевой кости; это верхняя кость руки — плечевая кость или humerus. И когда вы распрямляете руку, крюк скользит и попадает в этот маленький паз. Когда крюк упирается в конец паза, вы не можете согнуть руку дальше.
«Если ваш локтевой отросток небольшого размера или если паз глубокий, то вы сможете разогнуть руку больше, чем на 180 градусов, — говорит Хабиб. — Так что если человек может разгибать локти под большим углом, это просто говорит о том, что его кости имеют несколько иное строение».
В 2004 году в Великобритании проводилось исследование, объектом которого стали взрослые женщины-близнецы. Оно должно было подтвердить выдвинутые ранее предположения о том, что гиперподвижность суставов обусловлена генетически. Оказалось, что в парах однояйцевых близнецов обе сестры чаще обладали гиперподвижностью суставов, чем в парах двуяйцевых. Еще в 1930-х и 1940-х годах исследователи установили, что гиперподвижность суставов обычно передается в семьях по наследству.
Исследователи также обнаружили, что с годами гиперподвижность суставов уменьшается. Дети, как правило, более гибкие, чем их родители и дедушки с бабушками. У женщин суставы, как правило, более гибкие, чем у мужчин, хотя, возможно, это связано с тем, что мужчины обычно крупнее. Также существуют данные о том, что люди африканского, азиатского и ближневосточного происхождения обычно более гипермобильны, чем потомки европейцев.
Большинству супергибких людей эти их качества не причиняют вреда. Однако у некоторых можно диагностировать один из симптомов так называемого синдрома Элерса-Данлоса, который может оказаться весьма болезненным. Д-р Майкл Симпсон писал в статье, опубликованной в «Журнале американской ассоциации остеопатии», что симптомы синдрома Элерса-Данлоса имеют от 4 до 13 % людей, обычно это наблюдается в больших пальцах, мизинцах, локтях, коленях и позвоночнике.
Дилемма танцора
Есть группа людей с гиперподвижностью суставов, которая чаще других становится объектом научных исследований, — это танцоры. Гиперподвижность суставов, даже в наиболее мягкой своей форме, часто ассоциируется с недостатком устойчивости. «Если сустав действительно гибкий, он не будет достаточно устойчивым, и в итоге вам придется в большей степени использовать силу своих мускулов для того, чтобы фиксировать его», — говорит Хабиб.
Из-за этого людям с увеличенной подвижностью суставов, в конечном счете, приходится использовать свою энергию для сохранения равновесия, вместо того чтобы совершать те действия, которые они хотят — например, поднимать тяжести (в случае с локтями) или даже просто стоять прямо (в случае с коленями и спиной).
В докладе, опубликованном в 2012 году, физиотерапевт Марк Схепер из Амстердамского университета прикладных дисциплин недвусмысленно поставил вопрос, является ли гиперподвижность «признаком таланта или уязвимости» для профессиональных танцоров. «С эстетической точки зрения, гиперподвижность суставов часто преподносится — да и выглядит — как часть профессионального танцевального образования», — пишет он, однако это может привести к тому, что такие танцоры будут подвержены боли и усталости в большей степени, чем их коллеги с менее гибкими суставами. В связи с этим у танцора могут развиться психологические симптомы депрессии и тревоги.
Для своих исследований Схепер и его коллеги привлекли танцовщиц из Амстердамской школы Академии искусств и сравнили их с девушками из находящейся неподалеку Амстердамской медицинской школы. Ученый обнаружил, что в целом гиперподвижность суставов обычно сопровождается «меньшей силой мышц, пониженной максимальной способностью выполнять упражнения и меньшей способностью преодолевать расстояния пешком». Эта закономерность наблюдалась у пациенток из обеих школ. Однако гиперподвижность суставов гораздо чаще встречалась у танцовщиц, чем у медичек.
Испытание на прочность
Танцовщицы, обладавшие гиперподвижностью суставов, чаще жаловались на сильную усталость, чем студентки медицинской школы с теми же симптомами. Исследователи подозревают, что это может отражать тот факт, что танцевальное образование в принципе требует большей активности, однако это же говорит и о том, что даже несмотря на все свои тренировки, танцовщицы хуже подготовлены физически, чем девушки из медицинской школы. Кроме того, танцы на профессиональном уровне требуют не только гибкости, но и большего контроля и высокой точности движений. Таким образом, те, у кого суставы более гибкие, могут сильнее уставать, добиваясь точности движений.
Все танцовщицы уставали больше, чем медички, однако танцовщицы с гиперподвижностью суставов уставали больше всех. «Возможно, — пишет Шепер, — что такие танцовщицы вынуждены затрачивать больше усилий на то, чтобы соответствовать требованиям профессионального танцевального образования, однако им также приходится прикладывать больше усилий для поддержания уровня своих навыков».
В свете своих исследований Схеепер и его коллеги предположили, что гиперподвижность суставов может являться для профессиональных танцоров скорее недостатком, чем преимуществом.
Однако нам следует избегать обобщений, говорят британские ревматологи Говард Берд и Элейн Фоули. Обладающие передовыми знаниями и пониманием анатомии Берд и Фоули указывают на то, что искусство танца не является чем-то монолитным.
«Требования, которые предъявляются танцорам балета отличаются от тех, которые стоят перед исполнителями современных танцев», — пишут они. Ведь даже если говорить только о современных танцах, то стили и приемы выдающихся хореографов, таких как покойные Марта Грэм и Мерс Куннингэм, разительно отличаются друг от друга.
И в самом деле, оценка влияния супергибкости на танец требует более глубокого исследования, чем скромное изучение суставов.