Министрам финансов Еврогруппы потребовалось не более двух часов, чтобы указать на дверь своему греческому коллеге. «Разъяснения» Яниса Варуфакиса отклика у остальных министров уже не нашли. Вместо этого 18 оставшихся представителей валютного союза довольно быстро решили вопрос о последствиях решения греческого правительства провести референдум. До сих пор в переговорах с Афинами министры стран Еврогруппы демонстрировали воистину ангельское терпение. Они пять раз в течение последних десяти дней ездили в Брюссель — только ради того чтобы вновь столкнуться с несговорчивостью и фундаментализмом греческих радикалов.
Видимо, Алексис Ципрас и его министры считали, что они могут не только водить Еврогруппу за нос, но и в конечном счете все-таки навязать ей свою волю. Или же греческий премьер и его партия СИРИЗА и вовсе не хотели получить никакого результата? Теперь большинство министров финансов еврозоны пришли к выводу, что Афины перегнули палку, и положили конец этой казавшейся бесконечной драме. И это давно назревшее решение.
Наглость как политическое средство
После саммита ЕС в Брюсселе 26 июня канцлер ФРГ Ангела Меркель (Angela Merkel) еще раз обратилась к Афинам, призвав их принять предложение кредиторов. Оно исключительно великодушно, подчеркнула канцлер. Спустя несколько часов последовал ответ: в телеобращении к греческому народу в ночь на 27 июня Алексис Ципрас объявил о проведении референдума и посоветовал гражданам отклонить предложение. С точки зрения дипломатии, это самая большая наглость, которую только можно себе представить.
Ведь еще днем 26 июня Ципрас в очередной раз настоял на частной встрече с Меркель и французским президентом Олландом. На ней он — насколько известно журналистам — ничего не рассказал о своих планах. Вечером того же дня, по всей видимости, состоялся телефонный разговор с Берлином, который также не изменил бесцеремонных намерений Ципраса. В то время как Ангела Меркель выражала надежду на положительный результат, ее греческий коллега, по всей вероятности, уже давно составил план перечеркнуть продолжавшиеся многие месяцы переговоры.
Высокие требования и бесстыдство
С самого начала нынешнее правительство Греции нарушало все политические и дипломатические правила игры. Это была не просто невежливость и революционная прямота. Представители Греции вели себя заносчиво и одновременно бесцеремонно, а на чем основывались их безграничные требования, было непонятно.
По сути, они хотели, чтобы европейские налогоплательщики финансировали их правительство — без ограничений во времени и без всяких условий. А другие страны еврозоны должны были еще и мириться с оскорблениями. Когда в упоении от собственной риторики греческое правительство — осознанно или нет — ведет свою страну к краху, это более чем глупо.
Ципрас торгует греческими интересами
Алексис Ципрас тащит Грецию в пропасть — и не из-за отсутствия альтернатив, а из тщеславия и одержимости властью. Еврозона не захотела подчиниться его требованиям, и теперь он идет на риск банкротства и исключения своей страны из валютного союза. Это более чем безответственно, учитывая, что уже многие месяцы граждане страны демонстрируют в опросах, что у Ципраса нет такого мандата. Если бы греческому премьеру было дорого благополучие своей страны, то он бы принял последнее предложение международных кредиторов. У него появилось бы время до ноября, чтобы выправить состояние экономики и спокойно продолжить переговоры.
Но он принял решение в пользу левых радикалов из своей партии и их идеологии и против своего народа. Алексис Ципрас войдет в историю как очередной глава греческого правительства, который на своем посту оказался абсолютно несостоятельным — и в итоге даже хуже, чем его предшественники. Если сейчас не произойдет чуда, Греция погрузится в хаос и дефолт. Грекам следует как можно скорее избавиться от Ципраса и его правительства.