Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Христианские крестоносцы против ИГ

© AP Photo / Militant website via APБоевики Исламского государства в городе Тель-Абьяд на северо-востоке Сирии
Боевики Исламского государства в городе Тель-Абьяд на северо-востоке Сирии
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Мэтью Ван-Дайк — американец. Он поставил перед собой цель создания христианской армии в Ираке для борьбы с Исламским государством. А затем, если все пойдет хорошо, в Ливии, а потом в Нигерии. По его словам, с соответствующими запросами к нему обращались представители Пакистана и Филиппин. За этот год Ван-Дайк подготовил около 400 иракских христиан для борьбы с ИГ.

Высокий, худой, с бородой, в черном костюме и жилете. Мэтью Ван-Дайка (Matthew VanDyke) вполне можно было бы принять за типичного поэта-романтика, если бы не его волосы. Вместо растрепанной пышной шевелюры у него строгая короткая прическа.

И все же Ван-Дайк очень похож на романтиков: он отправился на войну вдали от родного дома. Лорд Байрон поехал в Грецию, чтобы помочь этой стране в войне за независимость.

Ван-Дайк — американец, так что его действия более масштабны. Он поставил перед собой цель создания христианской армии в Ираке для борьбы с «Исламским государством». А затем, если все пойдет хорошо, в Ливии, а потом в Нигерии. По его словам, с соответствующими запросами к нему обращались представители Пакистана и Филиппин.

За этот год Ван-Дайк подготовил около 400 иракских христиан для борьбы с ИГ. За период январь-февраль — около 330, в мае — еще 21. Все они являются бойцами Части по обороне равнины Ниневии (английская аббревиатура — NPU). В конце этого месяца он планирует возобновить подготовку на более интенсивной основе, что позволит ему создать «лучшую иракскую пехоту».

Собственно процессом боевой подготовки занимаются пять добровольцев и вольнонаемных. Все они, по словам Ван-Дайка, проходили службу в армии США, в том числе три подполковника и как минимум один член Сил специального назначения «Зеленые береты», осуществляющих подготовку иностранных военнослужащих. Организация под руководством Ван-Дайка получает сотни заявлений от добровольцев, желающих отправиться в Ирак, но принимает лишь около 1%.

«Эти люди очень рады возможности работать с иракскими христианами, поскольку у них для этого большие побудительные мотивы, чего нельзя было сказать про афганцев, с которыми они недавно воевали», поясняет Ван-Дайк в Филадельфии. Он находится в этом городе в ожидании получения лицензии от Госдепартамента США, чтобы его организация под названием «Сыновья международной свободы» (английская аббревиатура — SOLI) смогла возобновить свою деятельность в Ираке в качестве частного охранного предприятия.

Наступательные операции

«Это первый раз когда мы обращаемся за лицензией. Раньше мы этого не делали, поскольку спешили, полагая, что Северный фронт войны [где действует NPU] откроется в этом году», — подчеркивает Ван-Дайк.

Но тогда боевики ИГ взяли город Рамади, расположенный недалеко от Багдада, и наступление, которое должно было бы завершиться освобождением Мосула, было отложено на 2016 год.

Помимо NPU, Ван-Дайк хочет охватить своей деятельностью и других христианских ополченцев, прежде всего те формирования, которые способны вести наступательные операции, что непросто для таких организаций, представляющих традиционно гонимое этническое меньшинство, зависимое от других в вопросах безопасности«.

SOLI представляет собой некоммерческую организацию. «Вначале у меня была идея придать ей статус неправительственной организации, но мне отсоветовали по целому ряду причин. Одна из них заключается в том, что мы тут же станем объектом яростных нападок со стороны других НПО. Кроме того, пешмерги (курдские ополченцы, контролирующие район, где проживают иракские христиане) никогда не позволили бы какой-то ОНП вести боевую подготовку отрядов ополчения. Этим занимают охранные предприятия. Даже нормативные документы Госдепартамента разработаны специально для этих предприятий», — поясняет он.

Провал усилий международного сообщества


SOLI получает пожертвования из фондов, находящихся более чем в 20 странах, но прежде всего от христианской общины США. Деньги можно перевести самыми разными способами: с помощью он-лайновой платежной системы paypal, чеков, банковских переводов или кредитных карточек. SOLI также принимает пожертвования через платежную систему биткойн.

Ван-Дайк позиционирует себя в качестве «христианина» и заявляет о своем «единстве с другими христианами», отрицая при этом религиозную мотивировку деятельности SOLI. «Я стал этим заниматься, чтобы попытаться найти решение проблеме ИГ», — говорит он. «В течение ряда лет я наблюдал провал усилий международного сообщества в Сирии и был свидетелем того, как в Ливии достаточно было небольшого вмешательства НАТО, чтобы изменить положение в лучшую сторону и свергнуть Каддафи».

Но есть и личная причина, имеющая имена и фамилии: Джеймс Фоли (James Foley) и Стивен Сотлофф (Steven Sotloff), два журналиста, обезглавленные ИГ почти год назад. Они находились в плену вместе с корреспондентом El Mundo Хавьером Эспиносой (Javier Espinosa), освобожденным боевиками в марте 2014 года.

«Я был другом Джеймса и Стивена. Я был с ними в течение почти двух недель до того, как их захватили. И даже собирался отправиться с ними дальше, в таком случае меня тоже бы взяли в плен», — вспоминает Ван-Дайк. «Но думал, что боевики убили их уже давно. Когда мне позвонили телефону и сообщили об их казни, я понял, что они были живы в течение нескольких месяцев. Ощущение было столь тягостным, что я стал поднимать свои контакты в Ираке, чувствуя, что нужно что-то предпринять. Так и возникла SOLI».

На настоящий момент это последнее приключение тридцатилетнего уроженца Балтимора Ван-Дайка, который в 2003 году из-за обильного снегопада не смог завершить отборочный конкурс, чтобы стать стипендиатом ЦРУ. В 2007 году окончив Джорджтаунский университет по специальности «международные отношения» (по всей видимости, изучал там Ближний Восток), он отправился в четырехлетнее путешествие на мотоцикле от Мадрида до Афганистана.

Документальный фильм о приключениях

К концу пути ему все надоело. «Меня воспринимали как бродячий банкомат. По мере того, как я продвигался на Восток, проблем возникало все больше. В Ираке меня арестовывали около 20 раз, а в Багдаде полиция меня избила». В Афганистане его подвергли избиению не только полицейские, но и гражданские. Это произошло в Панджшерском ущелье. Его попытка контрабандно продавать угнанные машины в Марокко, Мавритании и Мали потерпела крах, когда у него самого угнали автомобиль, который он пытался тайком сбыть.

Вернувшись в 2010 году в США, Ван-Дайк и услышать не хотел больше о Ближнем Востоке, Северной Африке и Средней Азии. Но в этот год разразилась арабская весна, и его друзья-мотоциклисты присоединились к восстанию против Каддафи. А он присоединился к ним. Был взят в плен в города Брера и провел в тюрьме пять месяцев, три из них в одиночной камере. Все эти приключения запечатлены в документальном фильме «Прицелься и стреляй» (Point and Shoot), от которого он открещивается, хотя картина и получила ряд наград в США, в том числе и на престижном фестивале в Трайбеке.

Сейчас Мэтью Ван-Дайк попеременно живет в США и Ираке, пытаясь спасти христиан этой страны от уничтожения. По его мнению, вся проблема заключается в том, что «в наши дни люди не встают на борьбу. Когда началась Гражданская война в Испании, путешествовать было гораздо сложнее, но это не помешало тысячам американцев записаться в Бригаду имени Линкольна. А теперь мы уверены, что достаточно поставить “лайк” в Facebook, чтобы изменить положение дел».