Исследования показали, в какой мере интеллект обусловлен окружением и жизненным путем каждого из нас, в результате чего некоторые женщины (напрасно) считают себя глупее мужчин.

Atlantico: В 1980-х годах в группе 1% самых умных людей на одну женщину приходилось 13,5 мужчин. Сегодня эта пропорция сократилась до 3,8 мужчин на женщину. Проведенные исследования показали, что среди «менее умных» слоев населения интеллект распределяется между полами более равномерно. Так, с чем же связано такое положение дел в группе самых умных? Среди женщин не бывает столько же гениев, сколько среди мужчин?

Кристин Марсан: Здесь нужно учитывать несколько факторов.

Неравный подход к мужчинам и женщинам

В течение нескольких веков на Западе и тысячелетий по всему миру женщина считалась менее умным существом, чем мужчина. Ей твердили, что она не так умна или даже глупа. Вспомните хотя бы о насаждавшейся лжи о Маконском соборе, на котором якобы постановили, что у женщины нет души.

Хотя это и не соответствует действительности, общественность ухватилась за этот стереотип и веками пользуется им, перечеркивая ум женщины и ее сознание.

В XIX веке права женщин ограничивались особенно сильно, что породило движение суфражисток и феминисток за равные с мужчинами возможности. 

Такое неравное обращение привело к разделению ролей и навыком между мужчинами и женщинами. Мужчин с Просвещения считали наделенными разумом, а женщины, как утверждалось, были подвластны страстям и эмоциям и не участвовали в обсуждении идей. Роли были четко расписаны, хотя среди королевских придворных политические навыки развивались как у мужчин, так и женщин.

Образованием элиты французских женщин долгое время занимался Дом образования Почетного легиона. Он был создан Наполеоном I с таким напутствием: «Воспитывайте нам верующих, а не болтуний».

В XIX веке ум был не тем качеством, которого ждали от женщины. Девушка из «хорошей семьи» должна была обладать качествами хорошей супруги, в том числе и покладистостью, которая не лучшим образом сочетается с умом. Дело в том, что интеллект зачастую ведет к несогласию с насаждаемой догмой.  

Кроме того, сама цель науки в том, чтобы предлагать позитивную критику вклада предшественников.

Стеклянный потолок

С тех пор как мужчины и женщины получили равные права на образование и профессии, ситуация изменилась. Хотя на многих предприятиях все еще существует стеклянный потолок: руководство не хочет поступаться прерогативами и полномочиями, правом на принятие решений, финансовыми преимуществами ключевых должностей, не говоря уже о нарциссическом эффекте престижности, поделиться которым уж точно нельзя. В таких условиях легко говорить о неравенстве возможностей и понимания всей сложности устройства предприятия и его стратегии.

Если судить по экзаменам в вузах во всех дисциплинах, успехи женщин повсюду ничуть не хуже или даже лучше, чем у мужчин. Однако они все еще принижаются широко распространенным сексистским юмором, в котором ставятся под сомнение их умственные способности. Так, заявление об их «прагматическом складе ума» может означать понимание домашних дел, но не серьезных вопросов вроде стратегии, политики и перспектив, в которых мнят себя экспертами мужчины.

В сферах влияния существует своя иерархия в зависимости от пола, а в ряде масонских лож по-прежнему есть отдельные ложи для женщин, словно те мыслят как-то иначе.

— Какая роль в этом разделении отводится общественной среде? Женщин меньше ценят из-за их окружения и жизненного пути? Что может привести к тому, что они сами теряют веру в себя?

— Долгое историческое утверждение неравенства в оценке мужчин и женщин, а также массовой дискредитации женских умственных способностей оставило след в психике большинства женщин, которым трудно отделаться от взглядов мужчин на них. Сегодня на встречах и семинарах все еще очень часто можно услышать, как выступающий мужчина, обращаясь к женщине, называет ее красивой. Но он никогда не назовет ее умной! В обратную сторону такого не происходит.

Уверенность в себе ценилась и женщинами, и мужчинами, однако долгое время напористую женщину считали агрессивной истеричкой. О мужчинах такого никто не говорил.

Таким образом, культурная и общественная среда играет большую роль в сложившихся различиях.

Как дома, так и в школе, воспитание и образование варьируется в зависимости от пола. Мальчикам и девочкам предлагают разные роли, отношение к интеллекту тут тоже неравное. Различия и разное отношение в зависимости от пола прописаны и в большинстве религий.

Хотя долгое время среда была неблагоприятной для женщин, существует множество законов, которые призваны сделать равенство применяемым на практике правом.

Помимо сохранившейся у некоторых мужчин манеры поведения, нужно отметить и ответственность самих женщин, которые в воспитании продолжают и дальше формировать приниженный образ женщины. Некоторые матери не помогают дочерям развивать умственные способности. 

— Как объяснить разницу в соотношении мужчин и женщин в группе самых умных людей в 1980-х годах и сегодня? Эмансипация женщины сыграла свою роль?

— Такие изменения связаны с произошедшим в 1970- годах, когда женщины пошли по пути эмансипации и получили несколько очень важных свобод (сексуальная свобода, право на аборты и т.д.). Они смогли, наконец, самостоятельно распоряжаться своим телом и жизнью. Последовавшие за утверждением права голоса женщин в 1945 году масштабные преобразования положили начало постепенной эмансипации, и в 1980-х годах свободы еще не стали неотъемлемой частью женских нравов.

Сегодня с тех прошло уже почти полвека, сменилось несколько поколений. Смешанная учеба в школах посадила мальчиков и девочек за одну парту. В результате они смогли лучше понять друг друга, а успеваемость выровнялась. 

— На что именно опирается ум? Как он формируется? Можно ли сегодня сказать, что один пол умнее другого?

— Некоторые упорно напирают на различия в интеллекте по половому признаку, но выдвигаемые аргументы уже не кажутся актуальными. Сейчас вопрос уже скорее не в этом, а в том, как можно наилучшим образом воспользоваться нашими разными формами интеллекта, которые ценятся или не ценятся в зависимости от культурных условий. Недооцененность формируется главным образом по половому признаку и прежде всего касается женщин. Интеллект — это умение связать вещи вместе и извлечь из них некий смысл. Его развитию способствует поощрение любопытства ребенка, изучения мира, его веры в себя. Чем больше ребенка, девочку или мальчика будут призывать пользоваться своими талантами, тем больше он или она будет проявлять интеллект, станет математиком или художником в зависимости от окружения, образования и полученных стимулов. Давайте поддерживать талант каждого человека, помогать людям принять себя теми, кто они есть. Тогда каждый сможет развернуть свой ум за пределами половых, культурных и религиозных границ.

Кристин Марсан (Christine Marsan) — социолог и психолог