Нас ждет появление новых границ внутри существующих государств на основе реализации права на самоопределение, считает Аб Гителинк.
Присоединение Крыма к Российской Федерации подверглось на Западе всеобщему осуждению. Политика России в Крыму якобы является нарушением международного правопорядка. Президент Путин якобы занят возобновлением российской экспансионистской политики, направленной против территориальной целостности Украины. Русские якобы ответственны за создание угрозы новой холодной войны. Но разве «аннексия» не является всего лишь «освобождением»?
Голландские СМИ единодушны в своем осуждении Путина и российской «пропаганды». Но они сами занимаются тем, в чем упрекают российские СМИ. Преувеличивают образ врага, заглушают аргументацию своих оппонентов, не допускают никакого расходящегося с их мнением анализа и не проводят альтернативного расследования.
На Западе Путина можно только ненавидеть, при этом в России, согласно опросам общественного мнения, существует массовая поддержка его политики в Крыму. Им восхищаются в таких крупных странах, как Китай, Индия и Бразилия, за то, что он не боится возражать Западу.
Свирепство протестных акций на Майдане привело в свое время к жестокой схватке с законным правительством Украины. Под давлением президент Виктор Янукович подписал соглашение1. В тот же день случился кровавый госпереворот, в ходе которого были убиты члены его правительства, а сам Янукович без объявления об отставке бежал в Крым. Западные СМИ назвали эти события «демократической революцией», но насильно заставить уйти избранного президента означает совершить государственный переворот.
В условиях вакуума власти автономная республика Крым, а также расположенные на востоке Украины Луганская и Донецкая области объявили о своей независимости.
Затем крымский парламент принял постановление о том, что Крым должен стать частью России. После этого было решено провести референдум о предварительном объявлении независимости. С целью не допустить вмешательства украинской армии, которая могла бы воспрепятствовать проведению референдума, представители Крыма обратились к российским вооруженным силам с просьбой обеспечить безопасность в ходе народного голосования. Для жителей Крыма этот день стал настоящим национальным праздником: 95% населения проголосовало за независимость. Запад может не доверять такому результату, но никто не в состоянии отрицать тот факт, что большинство населения Крыма — русские. Согласно официальным статистическим данным Украины от 2001 г., в Крыму проживает 2,5 миллиона человек, среди которых 60,5% — этнические русские, 10,2% — крымские татары и 23,9% — восточные украинцы. Таким образом, среди представителей национальных меньшинств также были те, кто голосовал «за».
А что же тогда насчет нарушения территориальной целостности Украины? На протяжении всей истории её границы регулярно менялись. Добиваться же необходимо того, чтобы это происходило посредством диалога, под международным контролем и на основе заявлений о своих демократических правах со стороны тех, кто проживает на спорных территориях. В 2010 году Международный суд в Гааге серьезно ограничил принцип «территориальной целостности». Объявление Косово о независимости было признано законным. Данное решение суда закладывает основу для устремлений сепаратистских движений по всему миру. Если «автономный край Косово» имеет право делать собственный выбор относительно своего будущего, то не может быть никаких юридических оснований лишить такого права «автономную республику Крым». В данном случае Запад явно придерживается двойных стандартов, что подпитывает подозрения относительно того, что право на самоопределение дано только друзьям западных государств, но никак не их противникам.
В заключение: не страдает ли Запад от зашоренного взгляда, избирательного недоверия и двойных стандартов? Разве западные державы не пошли бы на военное вмешательство в случае существования угрозы для их граждан? Почему Запад отказывает населению Абхазии и Южной Осетии в Грузии и Луганску и Донецку на Украине в праве на самоопределение, реализуемом посредством общенародного голосования?
Четверть века спустя после развала Советского Союза мир стоит перед появлением новых границ внутри существующих государств на основе реализация права на самоопределение путем проведения референдумов. Организации Объединенных Наций необходимо выработать правила и процедуры, которые будут идти навстречу законным устремлениям сепаратистских движений к пересмотру границ.