29 июля Рабочая партия Курдистана (РПК) организовала взрыв на нефтепроводе Киркук — Юмурталык, с помощью которого нефть — «экономическая аорта» Иракского Курдистана — поступает в Турцию. На следующий день РПК взяла на себя ответственность за эту атаку.
Из офиса премьер-министра Иракского Курдистана было опубликовано заявление, в котором решительно осуждалась эта атака. РПК обвинялась в «порче источника средств к существованию курдского народа». Эту атаку осудили и другие партии в парламенте Иракского Курдистана. Затем пойдя на попятную, РПК заявила, что атаку, за которую она взяла ответственность на своем «официальном» сайте, совершили «независимые местные силы по собственной инициативе».
В эти же дни сообщалось, что в ходе операции ВС Турции в Кандиле при ударе по тренировочному лагерю РПК под названием Заргали погибли восемь мирных жителей. Эту зловещую информацию подтвердила и администрация президента Иракского Курдистана.
С целью вновь показать, что «возврата к 90-м не будет», МИД Турции заявил: «С печалью и скорбью мы узнали о потерях среди гражданского населения. В отношении озвученных в прессе предположений начато расследование». В заявлении, сделанном в тот же день администрацией президента Иракского Курдистана, то есть Масудом Барзани (Mesud Barzani), осуждалась гибель мирных жителей, и звучал призыв к РПК, использующей их в роли «живого щита»: «Чтобы предотвратить гибель гражданского населения, РПК должна покинуть Иракский Курдистан». Это было самое резкое предупреждение, последовавшее за заявлением Барзани, в котором подчеркивалось, что нарушитель перемирия — РПК.
Вслед за этими событиями Патриотический союз Курдистана (KYB) — известный своей близостью к Ирану конкурент Демократической партии Курдистана (KDP), возглавляемой Барзани, — сообщил о готовности выйти из правительства, если KDP не будет решать вопрос о президентских полномочиях в правовых рамках.
Ранее мы уже писали о том, что путем поправок в конституцию, вынесенных на обсуждение парламента Иракского Курдистана, KYB и Движение «Горан» стремятся ограничить президентские полномочия Барзани и создать парламентский режим.
В эти непростые для Иракского Курдистана дни KYB и Движение «Горан» вновь перешли к активным действиям. Глава парламентской группы KYB Бегерд Талабани (Begerd Talabani) заявляет: «После упразднения нынешнего правительства мы вместе с Движением „Горан“, Исламским союзом Курдистана и Исламским движением Курдистана можем создать новое правительство большинства». Хотя эта угроза напоминает мечту Кылычдароглу (лидер Республиканской народной партии Турции — прим. пер.) о «60%-ном блоке», в случае ее претворения в жизнь Иракский Курдистан, будучи сильнейшим союзником Турции в регионе, ослабнет и присоединится к ирано-сирийской линии.
Турции и президенту Эрдогану следует предпринимать шаги, направленные на реставрацию дружбы с Барзани, а также развитие отношений с Исламским союзом Курдистана и Исламским движением Курдистана.
Когда я пишу эти строки, в информагентства попадает информация о том, что командующий иранского Корпуса стражей исламской революции Касем Сулеймани (Kasım Süleymani) провел переговоры с KYB и Движением «Горан», передав точку зрения своей страны. Сулеймани отметил: «Курдский регион не должен расходовать свои силы на вопрос о президентских полномочиях. Все ресурсы должны быть брошены на борьбу с ИГИЛ. Региону в целом нужна стабильность, мы тоже хотим стабильности. Г-н Масуд Барзани не должен становиться жертвой такого рода дискуссий».
Это заявление показывает, что KYB и Движение «Горан» получают прямые указания от Ирана, а под видом борьбы с ИГИЛ Иран пытается «взять под свое крыло» Барзани. Не будем забывать, что при посещении провинции Курдистан в Иране в тот день, когда РПК начала атаки на Турцию, Рухани сказал: «Мы намерены защищать не только Курдистан, но и Эрбиль, Дахук, Сулейманию, мы очистим регион от террористов».
Турция должна развивать отношения с Иракским Курдистаном и повышать сплоченность с ним.