В настоящее время Россия переживает переломный момент. Если до сих пор внешнеполитический курс обеспечивал Кремлю абсолютную поддержку населения, то теперь ее невозможно сохранять при отсутствии каких-либо саморазрушительных шагов. Чувство удовольствия, которое россияне испытали после аннексии Крыма, иссякло точно так же, как и эффект от агрессии в отношении Восточной Украины. Следующим шагом могла бы стать открытая война с Украиной или даже серьезная провокация в отношении НАТО.
Поэтому внутренняя политика стала сейчас главным средством, которое позволит сохранить высокие рейтинги Путина. Стартовали два важных процесса: во-первых, борьба против знаковых фигур ельцинской эпохи, во-вторых, полное уничтожение значительной части оппозиции. В первую очередь это относится к показательному убийству Бориса Немцова и стартовавшему позже преследованию соратников бывшего политика-реформатора Анатолия Чубайса.
Одновременно Кремль демонстративно препятствует участию объединенных сил оппозиции — от Алексея Навального до Михаила Касьянова — в муниципальных выборах. Лагерь сторонников Путина опасается того, что повторится триумф оппозиционеров, который имел место в 2013 году: тогда Кремль разрешил Навальному участвовать в выборах мэра Москвы. Несмотря на полный бойкот, объявленный СМИ, Навальный получил 27% голосов избирателей благодаря «уличной предвыборной кампании». Это был позор для сторонников Путина.
Если история успеха повторится и в этот раз, в сентябре, во время выборов в Новосибирске, Костроме и других регионах России, Кремль будет вынужден серьезно относиться к оппозиции. А это с точки зрения власть имущих станет катастрофой, поскольку в сентябре 2016 года пройдут выборы в российский парламент — Госдуму. Если оппозиционеры добьются успеха на муниципальных выборах, препятствовать их участию в парламентских выборах будет невозможно. В результате глава государства Владимир Путин может лишиться контроля над частью парламента — с совершенно негативными для президента последствиями.
Поэтому власти начали нарушать законы и прибегать к репрессиям в отношении оппозиционеров. В Новосибирске, например, политиков-оппозиционеров не допустили к участию в муниципальных выборах, сославшись на то, что все собранные ими подписи в поддержку кандидатов не соответствуют данным, хранящимся в базе личных данных официальных учреждений. При этом сами власти признают, что база данных устарела, и информация может быть неверной.
Большей частью репрессии практически не получают отклика в западных СМИ. Но если западные медиа не будут рассказывать, едва ли кто-нибудь узнает об этом — ни за пределами России, ни внутри страны. Ведь все более или менее серьезные СМИ находятся в настоящее время под контролем Кремля. Поэтому иностранные журналисты, работающие в России, несут большую ответственность: они должны освещать муниципальные выборы. Только в этом случае лидеры западных стран усилят давление на Путина, чтобы побудить его обеспечить сколько-нибудь честные и прозрачные выборы в России. Если это не произойдет, Россия сделает очередной шаг в сторону автократии.
Автор — российский экономист российско-немецкого происхождения. Во времена правления Бориса Ельцина он являлся заместителем премьер-министра; считается одним их архитекторов приватизации.