В начале этого года появилась информация о том, что, возможно, Джон Керри приедет на Кубу, чтобы принять участие в церемонии открытия американского посольства, после перерыва в 54 года.
Кубинские и американские СМИ, такие как Granma, Cubadebate, CNN, The New York Times, тут же сообщили, что это будет первый визит госсекретаря на Кубу за последние 60 лет.
Если взять за точку отсчета эту цифру, то получается, что в 50-х годах прошлого столетия, во время правления диктатора Фульхенсио Батисты (Fulgencio Batista), Кубу должны были бы посетить госсекретари США Дин Ачесон (Dean Acheson) или Джон Фостер Даллес (John Foster Dulles).
В действительности, никто из них не приезжал на Кубу.
Согласно официальным данным, госсекретарь США Корделл Халл (Cordell Hull) приезжал на Кубу в 1940 году для участия в работе конференции министров иностранных дел американских стран. В марте 1945 года Кубу посетил Эдвард Стеттиниус (Edward Stettinius), занимавший пост государственного секретаря США при президентах Рузвельте и Трумэне. Он участвовал в церемонии передачи власти новому президенту Кубы Рамону Грау Сан-Мартин (Ramón Grau San Martín).
Позднее, в 50-е годы, Кубу неоднократно посещал заместитель госсекретаря США Рой Работтом (Roy Rubottom), а в 1955 году на Кубу приезжал вице-президент Ричард Никсон.
Таким образом, получается, что госсекретарь США Джон Керри приедет в Гавану впервые за 70 лет. Визиты Халла и Стеттиниуса на Кубу пришлись на период, когда на острове происходили исторические демократические перемены — восстановление конституции страны. Нынешний визит Керри многие рассматривают как некую поддержку США демократических процессов на острове.
Следует отметить, что период с 1940 года по 1952 год, когда произошел государственный переворот, организованный Фульхенсио Батистой, был, наверное, самым демократичным за всю историю Кубы, а отношения с США отличались особой близостью.
Приезд Керри на Кубу нельзя воспринимать как ординарное событие, даже если мы отвергаем тот факт, что до 1960 года отношения между Кубой и США были дружественные и сердечные. После прихода к власти Фиделя Кастро дипотношения были прерваны, и сейчас мы являемся свидетелями исторического события — возобновления дипломатических отношений спустя 50 лет.
Сразу же после того, как 17 декабря 2014 года Барак Обама и Рауль Кастро объявили о восстановлении дипотношений, начинаются расхождения в восприятии и оценки данного события участниками соглашения. В первую очередь, это касается попыток кубинского руководства принизить важность поездки Керри в Гавану.
Администрация Белого дома, в частности, госдепартамент рассматривают дипломатический поворот к Гаване как кардинальное изменение внешней политики Барака Обамы. Речь идет о том, что Вашингтон решил проводить менее интервенционистскую политику по защите прав человека в Западном полушарии.
Кубинское правительство, в свою очередь, пытается всячески принизить важность визита Керри на остров. Пропагандистская компания в кубинских СМИ направлена на то, чтобы убедить кубинский народ в том, что восстановление дипотношений — это победа над американским империализмом.
Главный акцент делается на то, что Куба первая подняла флаг в столице империи, после решения Фиделя Кастро в 1960 году разорвать дипотношения с Америкой.
Чтобы убедиться в этом — надо просто почитать кубинскую прессу. За несколько дней до начала визита госсекретаря США на Кубу в ведущих электронных и печатных СМИ Кубы не было ни одной биографической статьи, рассказывающей о жизненном пути Керри.
А ведь кубинцам было бы интересно узнать, что Кэрри воевал во Вьетнаме, а затем участвовал
в антивоенном движении, он верный католик и был кандидатом в президенты США от Демократической партии на выборах 2004 года, но проиграл Джорджу Бушу-младшему. Кэрри всегда критиковал американскую политику в отношении Латинской Америки и Кубы.
Религиозная вера Керри имеет первостепенное значение для понимания его поступков и поведения. Керри и глубоко верующий вице-президент США Джо Байден входят в ближайшее окружение Барака Обамы. Обладая этой информацией, лучше понимаешь смысл слов, сказанных Папой Римским Франциском в адрес Белого дома.
Это во многом объясняет тот факт, что Обама и Папа Римский пользуются на Кубе большей популярностью, чем братья Кастро. Согласно результатам опроса, проведенного компанией Bendixen & Amandi, 80% кубинцев положительно относятся к президенту США и Папе Римскому.
До недавнего времени поисковая система интернет-издания Granma по запросу «Керри» выдавала четыре документа: две встречи Керри с главой внешнеполитического ведомства Кубы Бруно Родригесом в Панаме и Вашингтоне, переговоры госсекретаря с главой МИД Палестины и критическая статья о политике США в отношении Исламского государства.
На сайте кубинской ежедневной газеты Granma, официальном печатном органе Центрального комитета Коммунистической партии Кубы, вы не найдете ни одной публикации о конфликте между Вашингтоном и Россией, Венесуэлой, Сирией, а также другими союзниками Гаваны.
Отдельные статьи есть в таких кубинских изданиях, как Cubadebate y Juventud Rebelde.
Официальная позиция кубинского руководство по отношению к Исламскому государству кардинально расходится с позицией США и Запада в целом. Несмотря на то, что Гавана признает, что ИГ является радикальной и экстремистской группировкой, газета Granma избегает употребления термина «террористическая организация». Также нет ни одного упоминания, что ИГ наносит удары по городам в Ираке и Сирии, где проживают этнические меньшинства.
Официальные власти Кубы по-прежнему придерживаются позиции, что США и западные державы вооружают и поддерживают Исламское государство, чтобы свергнуть сирийского президента Башара Асада.
Вот какие особенности можно увидеть в публикациях кубинских СМИ на фоне предстоящего визита госсекретаря в Гавану.
Следует отметить, что большинство кубинского населения не имеет доступа интернету. На протяжении последних 50 лет на них оказывала влияние громадная пропагандистская машина, представляющая США и американских политиков, будь они республиканцы или демократы, как страшных чудовищ.
Кубинский народ встречает Керри, не имея никакой информации о его политических взглядах, а также о том, что это первый визит госсекретаря на Кубу за последние 70 лет.
Кубинские лидеры в своих выступлениях постоянно твердят о «культуре» и «мудрости» кубинского народа.
Интересно было бы узнать, какими источниками информации пользуются столь «мудрые» кубинцы, если они не имеют возможности оказывать влияние на принятие решений в вопросах внутренней и внешней политики.